Дата рождения: 15 Сентябрь 1928
Место рождения: Tampa, Florida, USA
Дата смерти: 08 Август 1975. В возрасте 46 лет
Место смерти: Gary, Indiana, USA
Также известен как: Julian Edwin Adderley
Инструменты: Alto Saxophone, Soprano Saxophone
Стиль: Hard Bop, Soul Jazz, Modal Jazz, Jazz Rock
Влияния: John Coltrane, Benny Carter, Charlie Parker, Lou Donaldson, Miles Davis, Lester Young, Count Basie, Dizzy Gillespie, Eddie "Cleanhead" Vinson, Louis Armstrong, Ornette Coleman, Sonny Stitt
Последователи: Arthur Blythe, Charles Lloyd, Chuck Mangione, Greg Osby, Grover Washington, Jr., Herbie Hancock, Jesse Davis, John Handy, Kenny Garrett, Maceo Parker, Phil Woods, Sonny Fortune, Steve Coleman, The Crusaders, Willie Bobo
Подобные исполнители: Jackie McLean, Joe Henderson, Nat Adderley, Richie Cole, Stanley Turrentine, Bobby Watson, Charles McPherson, Gene Ammons, Grant Green, Ike Quebec, Mike Smith, Phil Woods, Eddie Harris, Hank Mobley, Jimmy Forrest, Johnny "Hammond" Smith, Kenny Burrell, Kenny Dorham, Lee Morgan, Pepper Adams, Rahsaan Roland Kirk, Sam Jones, Tommy Flanagan, Freddie Hubbard, Horace Silver, Jimmy Smith, John Coltrane, Wayne Shorter, Art Blakey, Art Pepper, Sonny Clark, Thad Jones
Американский джазовый альт саксофонист.
Эддерли был одним из величайших саксофонистов эпохи хард бопа и небольших комбо 50-х - 60-х. Он обладал быстрой, иллюзорно-лёгкой, текучей манерой игры, основанной на великолепном чувстве гармонии. Его пламенные, с блюзовыми нотками интерпретации, унаследованные от Чарли Паркера (Charlie Parker), привили любовь к джазу многим людям. Эддерли был первым музыкантом, который вывел слушателей за рамки монументальных достижений Чарли Паркера на саксофоне. Альт Эддерли помог определить звучание хард-бопа, сочетая в себе взрывную технику и кажущуюся без усилий способность соединять блюз, госпел и фанк с бибопом. В 60-х он стал одним из создателей нового жанра - соул джаза, и популярность этого жанра сохранилась вплоть до 90-х.
Эддерли был великолепным оратором и часто на своих выступлениях в клубах и на телевидении проводил настоящие образовательные минисеминары, в лёгкой манере рассказывая публике о различных направлениях и стилях в джазе (ведь он был учителем музыки до того, как начал джазовую карьеру).
Вместе с младшим братом и корнетистом Нэтом он создал недолговечный квинтет, который распался в 1957 году, когда Кэннонболл присоединился к Майлзу Дэвису (Miles Davis) вместе с Джоном Колтрейном (John Coltrane). Эддерли участвовал в исторических записях, включая MILESTONES и KIND OF BLUE. Второй сингл Эддерли - "This Here" на Riverside - также стал хитом. В 1958 году он выпустил альбом SOMETHIN' ELSE, который стал его единственным лидером на Blue Note и последней записью с участием Дэвиса в качестве сайдмена. С 1959 по 1963 год группа Эддерли играла душевный хард-боп.
После того как в 1964 году Эддерли подписал контракт с компанией Capitol, он установил длительное сотрудничество со штатным продюсером Дэвидом Аксельродом (David Axelrod). Звучание квинтета эволюционировало, в нем наряду с блюзом появились соул и госпел. В результате в чарты попали такие альбомы, как MERCY, MERCY, MERCY!, WHY AM I TREATED SO BAD, COUNTRY PREACHER, а также фанковый бразильский фьюжн THE HAPPY PEOPLE (в котором приняли участие Аирто Морейра (Airto Moreira) и Флора Пурим (Flora Purim)). Поздние альбомы группы на Fantasy включали оркестровую партитуру для музыкальной пьесы Big Man: The Legend of John Henry. Наконец, в альбоме PHENIX AND LOVERS Эддерли удвоил сопрано, сделав акцент на длинных мелодических высказываниях в сочетании с электрическими фанковыми ритмами, что дало прекрасный результат.
Джулиан Эддерли родился во Флориде в 1928 году. Сын школьного консультанта Джулиана Карлайла Эддерли (который также играл на джазовом корнете) и учительницы начальной школы Джесси Джонсон. Он начал заниматься музыкой в начальной школе. Изначально Эддерли хотел играть на теноре, но ему помешали стесненные финансовые обстоятельства перед и во время Второй мировой войны; он остановился на подержаном альт-саксофоне.
После того как его родители получили должности преподавателей в Университете Флориды A&M, Эддерли переехали в Таллахасси, где Джулиан и Нат посещали среднюю школу и играли в оркестре и маршевом оркестре. Именно в старших классах Эддерли получил от одноклассников прозвище "пушечное ядро" из-за своего прожорливого аппетита. Вообще-то, первоначально его прозвищем было 'Cannibal' - Каннибал. Вот когда его живот начал вываливаться из брюк, прозвище трансформировалось в 'Cannonball' - Пушечное ядро, (кстати, Паркер мог тоже уговорить три обеда подряд, а из белых с ними мог состязаться Орсон Уэллс (Orson Wells).
Будучи подростками, Кэннонболл и Нат играли с Рэем Чарльзом (Ray Charles) в начале 40-х годов, когда тот жил в Таллахасси. После окончания музыкального факультета Флориды A&M Эддерли переехал в округ Бровард. Он работал директором оркестра в средней школе Диллард в Форт-Лодердейле до 1950 года, когда его призвали в армию во время войны в Корее. Во время службы он был участником 36th Army Band, который исполнял в основном танцевальные композиции. Среди других известных джазовых музыкантов в этом оркестре были тромбонист Кертис Фуллер (Curtis Fuller) и брат Кэннонболла Нэт, игравший на трубе и корнете.
В итоге оркестр был направлен в Вашингтон, где Кэннонболл изучал музыку в Военно-морской академии США. Затем он оказался в Кентукки, где руководил базовым оркестром в Форт-Ноксе. В середине 1950-х годов Кэннонболл и Нэт были демобилизованы, и тогда они решили вместе переехать в Нью-Йорк.
Эдди "Клинхэад" Винсон (Eddie "Cleanhead" Vinson) убедил Эддерли в необходимости дальнейшего обучения и сначала Кэннонболл поступил в Нью-Йоркский университет, чтобы получить высшее музыкальное образование, но быстро стал слишком занят выступлениями, чтобы посещать занятия. По ночам он посещал джазовые клубы, воочию наблюдал за развитием бибопа и демонстрировал свои способности на эстрадах по всему городу.
Свой первый концерт в городе он получил в группе басиста Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford) в Cafe Bohemia. Эддерли всегда носил свой саксофон с собой, главным образом, из страха, что тот будет украден. Его попросили подменить постоянного саксофониста Джерома Ричардсона (Jerome Richardson) (по другим сведениям это был саксофонист Чарли Роуз (Charlie Rouse)), который не смог прийти на концерт, после чего Кэннонболл в течение нескольких недель стал местной сенсацией.
К моменту появления Эддерли в Нью-Йорке не прошло ещё и года после смерти Чарли Паркера (Charlie Parker). Эддерли произвёл своей игрой такое сильное впечатление, что побудил публику и критиков навесить на него ярлык "нового Чарли Паркера (Charlie Parker)", несмотря на то что они играли совершенно по-разному. С одной стороны это была дань уважения высочайшему мастерству молодого альтиста, дань его фантастической инструментальной технике, но с другой — это почётное звание превратило Джулиана Эддерли в имитатора, эпигона великого джазового новатора. Эддерли ещё долго пришлось отмываться от этой клички.
На самом же деле Паркер не был для Эддерли единым источником музыкального вдохновения. Сам Эддерли, когда его спросили о любимых саксофонистах, наряду с Паркером назвал и имя Бенни Картера (Benny Carter). Конечно, влияние бибопа, в частности музыки Чарли Паркера (Charlie Parker), на его музыкальное мышление очевидно. Но Эддерли не был имитатором чистой воды, как, например, Сонни Ститт (Sonny Stitt) или Эд Генри (Ed Henry). Восхищение Картером было связано у Эддерли с его очевидной тягой к первоосновам джаза, к блюзу и госпелу, а также к традициям великих джазовых лириков Джонни Ходжеса (Johnny Hodges), Бена Уэбстера (Ben Webster) и Майлза Дэвиса (Miles Davis).
Несмотря на то, что он уже успел завоевать популярность на нью-йоркской сцене, Кэннонболл решил покинуть Нью-Йорк и вернуться к преподавательской деятельности в Форт-Лодердейле. Однако тяга к городу оказалась слишком сильной, и к 1956 году он вернулся на сцену. После возвращения Аддерли создал собственную группу. По правде говоря, собрал группу не сам Эддерли, а ему помог ударник Кенни Кларк (Kenny Clarke). В состав квинтета вместе с его братом корнетистом Нэтом вошли контрабасист Сэм Джонс (Sam Jones) и барабанщик Луис Хэйс (Louis Hayes), а также пианист Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), который написал первый хит группы "This Here". Хотя Эддерли и подписал контракт с Savoy, его квартет был не очень успешным, но их концерты привлекли внимание нескольких ведущих джазменов, включая Арта Блэйки (Art Blakey) и Майлза Дэвиса (Miles Davis).
Дэвис, выгнавший в апреле из своего состава Джона Колтрейна (John Coltrane), искал саксофониста и впечатленный блюзовым альтовым звучанием Кэннонболла, пригласил его в свою группу. Так Эддерли присоединился к Дэвису в октябре 1957 года. Трэйн вернётся в группу Дэвиса в 1958 году.
Еще до официального присоединения к Дэвису они выступили вместе на альбоме Эддерли SOMETHIN' ELSE, выпущенном Blue Note в 1958 году. На этом альбоме к ним присоединились пианист Хэнк Джонс (Hank Jones), басист Сэм Джонс (Sam Jones) и барабанщик Арт Блэйки (Art Blakey) в темах "Autumn Leaves" и "Love for Sale". Записанный вскоре после знакомства двух музыкантов, альбом стал последним выступлением Дэвиса в качестве сайдмена.
Музыкальные достижения Эддерли в сотрудничестве с Дэвисом поистине поразительны, учитывая то, что группа была вместе совсем недолго. Эддерли участвовал в создании таких значимых альбомов Дэвиса, как MILESTONES и KIND OF BLUE. Эддерли неофициально управлял финансами группы во время работы с Дэвисом, а также рекомендовал Дэвису нанять пианиста Билла Эванса (Bill Evans) и барабанщика Джимми Кобба (Jimmy Cobb) перед сессиями KIND OF BLUE.
Дэвис так сказал о стиле Эддерли: "Он без сомнения является незаурядной индивидуальностью, обладает особой одухотворённостью. Это невозможно потрогать руками, но это присутствовало в его игре каждый вечер".
В мае 1958 года Аддерли отправился в студию вместе с Дэвисом и Колтрейном, где они записали несколько песен, включая "On Green Dolphin Street". Сет группы на Ньюпортском джазовом фестивале, включавший "Fran-Dance", был записан, хотя фильма об этом выступлении не существует. Осенью 1958 года секстет Майлза Дэвиса (Miles Davis) выступил в Эдвардианском зале отеля "Плаза". Это выступление было записано и вошло в альбом JAZZ AT THE PLAZA.
В 1959 году группа вместе с пианистом Биллом Эвансом (Bill Evans) отправилась в студию для записи сессий, ставших альбомом KIND OF BLUE. Этот альбом, пожалуй, задал тон модальному джазу, каким бы расплывчатым ни было определение этой категории. В марте-апреле 1959 года группа записала песни, которые в итоге вошли в альбом. Соединив импрессионистические гармонии Эванса, убийственную технику Колтрейна, блюзовые соло Аддерли и способности Дэвиса как лидера, они создали то, что по праву считается одним из величайших достижений в джазе.
Эту конфигурацию можно услышать в модальной классике "So What" и в "All Blues", где соло Аддерли раскачивается так сильно, что поднимает крышу. Также на альбоме представлена композиция "Flamenco Sketches", которая имеет мало общего с Испанией, но является запоминающейся балладой.
Этот период также был отмечен участием таких ярких музыкантов, как Рэд Гарланд (Red Garland) (фортепиано), Пол Чемберс (Paul Chambers) (контрабас) и Филли Джо Джонс (Philly Joe Jones) (барабаны). Сотрудничество с Эвансом привело к появлению PORTRAIT OF CANNONBALL (1958), а затем и альбома KNOW WHAT I MEAN (1962). Во время работы с Дэвисом Эддерли также работал в оркестрах Гила Эванса (Gil Evans) и Билла Руссо (Bill Russo).
Проработав два года в секстете Дэвиса, Эддерли под влиянием своего лидера заметно переориентировал свой музыкальный язык на допаркеровскую эстетику джазового сентиментализма, глубинного эмоционального самовыражения, оставаясь, конечно, как и большинство саксофонистов его поколения, адептом паркеровской школы. Понятно, что блестящая риторика Паркера, бесспорно музыканта гениального, менее пригодна для выражения субъективного переживания, чем элегичная лиричность Ходжеса или Дэвиса. Однако, Эддерли удалось органично совместить в своей музыке эстетические добродетели обоих своих кумиров.
Осенью 1959 года Аддерли покинул Дэвиса и создал свою собственную группу (которая позднее будет преобразована в секстет, и другие группы и комбо), в котором играли такие музыканты как пианисты Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), Виктор Фельдман (Victor Feldman); басисты Сэм Джонс (Sam Jones), Уолтер Букер (Walter Booker) и Виктор Гаскин (Victor Gaskin); ударники Луис Хэйс (Louis Hayes) и Рой МакКёрди (Roy McCurdy); саксофонисты Чарльз Ллойд (Charles Lloyd).
Они подписали контракт с Riverside, в то время как Кэннонболл записывал пластинки для EmArcy и Mercury. Группа записала альбом CANNONBALL ADDERLEY QUINTET IN SAN FRANCISCO, в который вошла композиция "In 1960", эта же группа выпустила второй концертный альбом в стиле west-coast jazz THE CANNONBALL ADDERLEY QUINTET AT THE LIGHTHOUSE, в который вошла песня "Azule Scrape". Альбом CANNONBALL ADDERLEY & THE POLL-WINNERS FEATURING RAY BROWN & WES MONTGOMERY вышел на Riverside в 1960 году, а за ним последовал A CHILD'S INTRODUCTION TO JAZZ в 1961 году.
В 1961 году к группе Аддерли присоединился пианист Джо Завинул (Joe Zawinul), который начал осваивать более фанковую сторону джаза и R&B. В 1962 году к группе также присоединился мультиинструменталист Юсеф Латиф (Yusef Lateef), и вместе они записали ряд альбомов, в том числе THE SEXTET и JAZZ WORKSHOP REVISITED, записанные в 1962 году. Позже в том же году Кэннонболл записал альбом бразильской музыки под названием BOSSA NOVA с пианистом Серхио Мендесом (Sergio Mendes).
Чарльз Ллойд (Charles Lloyd) заменил в группе Юсефа Латифа (Yusef Lateef), и его можно услышать на альбоме FIDDLER ON THE ROOF.
Пианист Джо Завинул (Joe Zawinul) написал два самых больших хита группы Аддерли: "Mercy, Mercy, Mercy" и "Country Preacher". Джо Завинул (Joe Zawinul) покинул группу в 1970 году, и его заменил клавишник Джордж Дюк (George Duke).
После альбома 1962 года KNOW WHAT I MEAN? с Эвансом, басистом Перси Хитом (Percy Heath) и барабанщиком Конни Кеем (Connie Kay), квинтет саксофониста - с пианистом/композитором Джо Завинулом (Joe Zawinul), басистом Сэмом Джонсом (Sam Jones) и барабанщиком Луисом Хейсом (Louis Hayes) - поддержал вокалистку Нэнси Уилсон (Nancy Wilson) на альбоме NANCY WILSON & CANNONBALL ADDERLEY. (Ранее Эддерли работал с Сарой Воун (Sarah Vaughan) и Дайной Вашингтон (Dinah Washington)).
В 1962 и 1963 годах группа записывалась вживую, но большая часть записанной на пленку музыки не была издана до середины 80-х годов.
В 1963 году он выпустил на Riverside альбом CANNONBALL'S BOSSA NOVA, возглавив "Bossa Rio Sextet", в состав которого входили перкуссионист Дом Ум Ромао (Dom Um Romao), саксофонист Пауло Моура Хептето (Paulo Moura Hepteto) и пианист Сержио Мендес (Sergio Mendes). В то время были выпущены такие альбомы, как CANNONBALL ADDERLEY SEXTET - LUGANO 1963 (TCB) и A DAY WITH CANNONBALL ADDERLEY 1963 (Baybridge).
Летом 1963 года квинтет Эддерли побывал на гастролях в Японии, где они выступали в зале Санки Холл. Именно в этом составе засияли таланты клавишников Джо Завинула (Joe Zawinul), а затем и Джорджа Дюка (George Duke). Композиция Завинула "Mercy, Mercy, Mercy" - записанная живьём в клубе Delisa в Чикаго - стала очередным главным хитом Эддерли и достигла одиннадцатого места в американских чартах в феврале 1967 года. Их следующим хитом стала пьеса "Country Preacher", снова написанная Завинулом и достигшая двадцать девятого места в р-н-б списках в начале 1970 года. Никогда больше чистый джаз не получал такого высокого признания у столь широкой слушательской аудитории, не идя к тому же на какие-либо артистические уступки.
В 1964 году Эддерли подписал контракт со своим квинтетом с компанией Capitol. Почти сразу же он установил союз и прочные рабочие отношения со штатным продюсером Дэвидом Аксельродом (David Axelrod) (в том же году последний начал свое знаменитое сотрудничество с Лу Роулзом (Lou Rawls)). В том же году они записали три альбома: CANNONBALL ADDERLEY LIVE!, CANNONBALL ADDERLEY WITH THE NEW EXCITING VOICE OF ERNIE ANDREWS! - LIVE SESSION! и CANNONBALL ADDERLEY'S FIDDLER ON THE ROOF. В следующем году Эддерли объединились с оркестром и аранжировщиком Оливером Нельсоном (Oliver Nelson), чтобы выпустить альбом DOMINATION.
К 1966 году Латиф покинул группу, чтобы вернуться к своей яркой и разнообразной сольной карьере. Квинтет без устали гастролировал. Очередной альбом был записан в чикагском клубе The Club, но пролежал в запасниках до 2005 года, когда был выпущен под названием MONEY IN THE POCKET. THE CANNONBALL ADDERLEY QUINTET WITH STRINGS - GREAT LOVE THEMES в аранжировке Рэя Эллиса (Ray Ellis) - вышел в том же году, как и CANNONBALL IN JAPAN и CANNONBALL ADDERLEY: LIVE IN PARIS, APRIL 23RD, 1966.
В 1967 году квинтет Кэннонболла Эддерли (с Нэтом, басистом Сэмом Джонсом (Sam Jones), барабанщиком Роем МакКерди (Roy McCurdy) и пианистом Джо Завинулом (Joe Zawinul)) выпустил альбом MERCY MERCY, MERCY - LIVE AT THE "IT" CLUB. Согласно примечаниям к альбому, он был записан со сцены чикагского клуба DeLisa. На самом деле запись была сделана в студии Лос-Анджелеса. Аксельрод пригласил публику, предоставил открытый бар и позволил толпе оторваться по полной. Душевный, буйный сет стал хитовым синглом в заглавной композиции Завинула (в которой он рассказал о своем историческом переходе на электропианино Fender Rhodes). Он занял 11-е место в Hot 100, а альбом достиг 13-й строчки. В 1967 году он получил премию Grammy за лучшее инструментальное джазовое исполнение - группа или солист с группой. Аксельрод последовал той же формуле в альбоме 1967 года WHY AM I TREATED SO BAD! Хотя коммерческий успех этого альбома был не столь высок, он все равно стал одним из многолетних бестселлеров группы. Формула "живьем в студии" действительно работала на квинтет Эддерли. Аналогичным образом были записаны альбомы 74 MILES AWAY/WALK TALL 1967 года и ACCENT ON AFRICA 1968 года. Фельдман покинул группу, и его заменил басист Уолтер Букер (Walter Booker).
К концу 60-х исполнительская манера Эддерли начала отражать влияние электрического джазового авангарда, заметно ощутимо и влияние экспериментов Дэвиса в радикальном альбоме BITCHES BREW. На альбомах Эддерли этого периода, таких как THE PRICE YOU GOT TO PAY TO BE FREE (1970), появилось дублирование на сопрано саксофоне, что могло свидетельствовать о влиянии Джона Колтрейна (John Coltrane) и Уэйн Шортер (Wayne Shorter).
Социально значимый COUNTRY PREACHER был настоящей концертной записью, сделанной в 1969 году на неидентифицированном собрании "Операции Хлебная корзина" Южной христианской лидерской конференции в Чикаго. Вступительное слово в записи было предоставлено преподобным Джесси Джексоном. В 1970 году она провела два месяца в чартах R&B. В том же году музыканты выступили на Монтерейском джазовом фестивале и выпустили альбом THE CANNONBALL ADDERLEY QUINTET & ORCHESTRA, аранжированный и продирижированный Уильямом Фишером (William Fischer) и Лало Шифрином (Lalo Schifrin). Они также выпустили "живой", амбициозно-фанковый альбом THE PRICE YOU GOTTA PAY TO BE FREE. Частично записанный со сцены в Монтерее, а частично - с приглашенной публикой в студии Лос-Анджелеса, этот буйный сет оказался впоследствии влиятельным для сэмплеров. Короткая сцена из выступления группы на джазовом фестивале была включена в фильм Клинта Иствуда 1971 года Play Misty for Me. В 1970 году также вышел альбом LOVE, SEX & THE ZODIAC. В нем принял участие Нэт, пианисты Хэл Галпер (Hal Galper), Джимми Джонс (Jimmy Jones) и Джордж Дюк (George Duke) (Дюк также играл на клавинете и синтезаторе), Букер, МакКерди и диджей и писатель из Лос-Анджелеса Рик Холмс (Rick Holmes). Компания Capitol удалила название вскоре после его выхода.
С 3 по 9 августа 1971 года квинтет Кэннонболла Эддерли с Дюком на фортепиано и клавишах выступал в лос-анджелесском клубе Troubadour. В состав группы теперь входили Аирто Морейра (Airto Moreira) на ударных и приглашенные Майк Дизи (Mike Deasy) на электрогитаре, Эрни Уоттс (Ernie Watts) на тенор-саксофоне, Элвин Батист (Alvin Batiste) на кларнете и перкуссионист Бак Кларк (Buck Clarke). На этих легендарных концертах был записан весь материал классического двойного альбома THE BLACK MESSIAH и одиночного диска MUSIC, YOU ALL, который вышел в 1976 году.
THE BLACK MESSIAH вышел в 1972 году, как и THE HAPPY PEOPLE (записанный в Нью-Йорке в 1970 году), студийная запись Эддерли, посвященная современной эпохе бразильского джаза и фьюжн. В дополнение к квинтету, вошедшему в альбом, спродюсированный Аксельродом, Эддерли добавил избранных гостей, включая электрического басиста Чака Рейни (Chuck Rainey), гитариста Дэвида Т. Уокера (David T. Walker), перкуссиониста Аирто Морейру (Airto Moreira) и супругу Морейры, культовую певицу Флору Пурим (Flora Purim). В 1972 году группа Эддерли также воскресила проект Zodiac. Они выпустили альбом SOUL ZODIAC - еще один подход к материалу Zodiac с Холмсом в составе Nat Adderley Sextet - он достиг 75-го места в Top 200 и 11-й строчки в чарте альбомов R&B. Группа также объединилась для записи и выпуска SOUL OF THE BIBLE - джазово-повествовательного проекта, основанного на христианских писаниях, с Холмсом, Морейрой и приглашенными вокалистами Флемингом Уильямсом (Fleming Williams), Артуром Шармой (Arthur Charma), Ольгой Джеймс (Olga James) и Стефани Спруилл (Stephanie Spruill), а также дополнительными перкуссионистами.
Эддерли покинул Capitol и воссоединился с Оррином Кипньюсом (Orrin Keepnews), подписав контракт с Fantasy в конце 1972 года. Он собрал квинтет - с Хэлом Галпером (Hal Galper), заменившим Дюка на фортепиано - для записи INSIDE STRAIGHT в студии Беркли с шумной приглашенной аудиторией. Эддерли произнес вступительную речь, и группа прорвалась через солидный, провокационный электроакустический джаз-фанк и самбу. Вышедший в 1973 году альбом INSIDE STRAIGHT некоторые считают последним великим альбомом саксофониста. Квинтет гастролировал на фестивалях по всему миру и выступал в качестве бэк-группы на альбоме Джо Уильямса (Joe Williams) 1973 года JOE WILLIAMS LIVE.
В 1974 году квинтет присоединился к Аксельроду и большому студийному составу, в который вошли Джин Аммонс (Gene Ammons), Джонни "Гитар" Уотсон (Johnny "Guitar" Watson), Джордж Дюк (George Duke), Оскар Брашир (Oscar Brashear) и многие другие, чтобы записать собственный амбициозный оркестровый джаз-фанк альбом Аксельрода HEAVY AXE, выпущенный в том же году лейблом Fantasy. Позже Кэннонболл вновь собрал квинтет и продюсера с гостями Дюком и гитаристом Филом Апчерчем (Phil Upchurch) и записал напряженный электрический PYRAMID. Альбом получил в основном положительные отзывы, а трехчастная "Cannon Suite" стала его несомненной изюминкой. Эддерли также играл на альбоме Рауля Де Соузы (Raul De Souza) COLORS и вместе с Нэтом на альбоме DOUBLE EXPOSURE, в состав которого входил Фил Апчерч (Phil Upchurch).
После двух мировых турне Эддерли собрал две версии своего квинтета в Fantasy Studios в марте и апреле 1975 года, чтобы перезаписать мелодии за всю свою карьеру. В состав мартовской группы вошли Нэт, Хейс, Джонс и Дюк. В апреле пианист Майк Вольф (Mike Wolf) заменил Дюка, Букер - Джонса, а МакКерди - Хейса. Морейра играл на перкуссии. Альбом получил положительную оценку за сложные, переработанные версии "Work Song", "One Note Samba", "74 Miles Away" и попурри из "Walk Tall" и "Mercy, Mercy Mercy".
В июне 1975 года Эддерли приступил к записи альбома со старыми и новыми друзьями, включая барабанщика Джека ДеДжонетта (Jack DeJohnette) и басиста Альфонсо Джонсона (Alphonso Johnson). Эддерли очень восхищался обоими, но никогда с ними не работал. Они завершили большую часть работы за два дня и получили неожиданный бонус. В первый день Морейра привел в студию композитора/мультиинструменталиста Эрмето Паскоаля (Hermeto Pascoal). На второй день он вернулся с композицией, написанной специально для группы и сессий. К сожалению, альбом остался частично незавершенным и был завершен Натом посмертно.
Последним проектом, который Эддерли спродюсировал и записал при жизни, стал BIG MAN: THE LEGEND OF JOHN HENRY. Партитура "народного мюзикла" была поставлена в Карнеги-холле уже после выхода записи. Композиция Эддерли с либретто Дайаны Ламперт (Diane Lampert) и Питера Фэрроу (Peter Farrow) была записана в конце июня с полным джазовым оркестром, вокальным хором, струнными и поющими актерами (включая Роберта Гийома (Robert Guillaume)). Повествование использует американский народный миф, воскрешенный в виде афроамериканского Иисуса; оно рассказано скорее метафорически, чем буквально, и преломлено через призму борьбы за гражданские права. Партию ведущего исполнил Джо Уильямс (Joe Williams); в записи также приняла участие вокалистка Рэнди Кроуфорд (Randy Crawford). В квинтет Кэннонболла вошел Дюк под псевдонимом Давилли Гонга (Dawilli Gonga). Альбом был спродюсирован и аранжирован Аксельродом; в нем любовь Эддерли к джазу, соулу и фанку соединилась с гармоническими идеями больших групп, карибскими и бразильскими ритмами, блюзом в стиле "гатбакет" и госпелом.
Долгие годы Эддерли страдал от диабета. В июле 1975 года Аддерли перенес инсульт в результате кровоизлияния в мозг. Он умер через четыре недели, 8 августа 1975 года, в методистской больнице Святой Марии в Гэри, штат Индиана. Ему было 46 лет. Он похоронен на кладбище Southside Cemetery, город Tallahassee, Florida.
В 1976 году компания Capitol выпустила концертный альбом MUSIC, YOU ALL, записанный в 1972 году. Завинул написал песню "Cannonball" в качестве трибьюта и записал ее на альбоме Weather Report BLACK MARKET. Весь каталог Аддерли был ремастирован и переиздан несколько раз. С 80-х годов вышли десятки компиляций.
В 2019 году компания Reel to Real Recordings (соучредителями которой являются музыкант Кори Уидс (Cory Weeds) и продюсер/архивист/руководитель проекта Зев Фельдман (Zev Feldman)) выпустила сборник SWINGIN' IN SEATTLE: LIVE AT THE PENTHOUSE 1966-1967, состоящий из полностью неизданных выступлений из клуба на Северо-Западе. В апреле 2024 года Elemental Music выпустила BURNIN' IN BORDEAUX: LIVE IN PARIS 1969, первый полный, авторизованный релиз выступлений квинтета в Париже. Переведенный с оригинальных магнитофонных катушек, записанных ORTF (Радио Франции), он был издан в сотрудничестве с Cannonball Adderley Estate и INA France. Также из коллекции кассет ORTF был выпущен альбом POPPIN' IN PARIS: LIVE AT L'OLYMPIA 1972. Оба издания были выпущены в делюкс-упаковках, содержащих редкие фотографии, воспоминания музыкантов и критические эссе. Еще один архивный концерт последней версии квинтета (с пианистом Майклом Вольфом (Michael Wolf)) вышел в следующем месяце под названием LIVE IN MONTREAL MAY 1975.
В исполнении Эддерли и его коллективов стали популярны такие композиции как "This Here" (автор Бобби Тиммонс (Bobby Timmons), "The Jive Samba", "Work Song" (автор Нэт Эддерли (Nat Adderley), "Mercy, Mercy, Mercy" (автор Джо Завинул (Joe Zawinul) и "Walk Tall" (авторы Завинул, Марроу (Marrow) и Рейн (Rein). Кавер версия песни "Why (Am I Treated So Bad)" также попала в списки популярности.
Эддерли был членом нескольких сообществ Phi Mu Alpha Sinfonia Fraternity of America Incorporated (Xi Omega, Frostburg State University, '70) – самое крупное и старейшее секретное сообщество в музыке; и Alpha Phi Alpha – самое старое межуниверситетское сообщество афроамериканцев.
Когда Эддерли спрашивали относительно его вдохновения, он называл альт-саксофониста Бенни Картера (Benny Carter) и, конечно, Чарли Паркера (Charlie Parker) - но его понимание блюзовых традиций также позволило ему применить уроки авангарда Джона Колтрейна (John Coltrane) и Орнетта Колмена (Ornette Coleman). Его альт-саксофон имел особое значение - долгожданное проникновение блюза в самое сердце би-бопа.
Говорят, что один из участников группы Rolling Stones Брайян Джонс (Brian Jones) назвал своего сына Julian в честь Эддерли.
Награды:
• 1967 Grammy Award, Best Instrumental Jazz Performance, Small Group or Soloist with Small Group for Mercy, Mercy, Mercy! Live at 'The Club' by Cannonball Adderley Quintet
По материалам:
- http://www.cannonball-adderley.com/
- http://www.jazzdisco.org/cannonball-adderley/
- https://en.wikipedia.org/wiki/Cannonball_Adderley
- http://www.npr.org/artists/15404098/cannonball-adderley
- https://www.discogs.com/artist/61585-Cannonball-Adderley
- http://www.allmusic.com/artist/cannonball-adderley-mn0000548338
Автор публикации: Панченко Юлик
Комментариев нет:
Отправить комментарий