Far Far Away приближает нас к гению Джима Снидеро. Этот яркий роман, построенный на столпах нового партнерства и продолжения сотрудничества, демонстрирует заметную последовательность в мастерстве и изобретательности, которая не оставляет сомнений в месте этого артиста на джазовом небосклоне. Конечно, опытным слушателям не нужно напоминать о его возвышенном статусе. Известный альт-саксофонист уже более четырех десятилетий демонстрирует динамичные выступления в качестве лидера на пластинках, покоряя критиков и приобретая множество поклонников. Альбом Снидеро «Blue Afternoon» (Criss Cross, 1989) был по праву назван современной классикой благодаря включению его в книгу «The Penguin Jazz Guide: The History of the Music в список 1001 лучшего альбома; он вскружил голову, играя в своих собственных впечатляющих оркестровых аранжировках на альбоме Strings (Miles-tone, 2003/Savant, 2021), который получил высшую оценку «Le Choc» от Jazz Magazine (Франция), а музыка и ее создатель были названы «принадлежащими к очень эксклюзивному клубу (Фишер, Огерман, Саутер) больших успехов в жанре»; а в разгар пандемии COVID-19, когда возможности для выступлений были рискованными и скудными, он нашел способ и победил с альбомом Live at the Deer Head Inn (Savant, 2021), заслужив серьезное восхищение и редкую 5-звездочную рецензию в журнале DownBeat.
Эти альбомы демонстрируют необычайный уровень художественных достижений в широком диапазоне, поскольку Снидеро успешно прокладывал свой путь по совершенно разным территориям в тридцатые, сороковые и шестидесятые годы. И многие даты в его завидной дискографии разветвляются на другие области - празднование органного комбо на Tippin' (Savant, 2007), взгляд на модернистское течение в Stream of Consciousness (Savant, 2013), бесстрашное погружение в корейскую культуру для Project-K (Savant, 2020) - эти яркие моменты дают лишь проблеск его возможностей, когда он в команде. Портрет Снидеро действительно расширяется с каждой записью в его каталоге, и это, безусловно, включает в себя эту знаменательную 25-ю запись.
На альбоме Far Far Away легенда встречается с легендой, чтобы совершить невероятное путешествие за пределы своих возможностей. Вернувшись в студию после своих триумфов на сцене, знаменитый альтист объединяет усилия с неподражаемым гитарным героем Куртом Розенвинкелем. Эта пара, столь же маловероятная, сколь и интригующая, открывает двери возможностей для саксофониста: «Для меня Курт - одна из величайших джазовых фигур 21 века. Его концепция звука и фразировка настолько оригинальны и убедительны, но при этом его игра прочно связана с традициями. Достичь такого сочетания - не малый подвиг. В нем так много всего, что я хотел бы использовать как композитор».
Отдав предпочтение написанию нового материала, адаптированного к композиции Розенвинкеля, Снидеро смотрит на горизонт и на то, что лежит за ним. И, вернув в состав ритм-секцию из Live at the Deer Head Inn - передового пианиста Оррина Эванса, востребованного басиста Питера Вашингтона и великолепного барабанщика Джо Фарнсворта, - он признает, что музыканты уже добились успеха, но при этом переориентировал их усилия: «Концертная запись была действительно посвящена моменту - «знак надежды, молитва о возвращении живых концертов», как так красноречиво выразился London Jazz News. Это был просто выход на сцену, расслабление и исполнение мелодий, которые, надеюсь, принесут радость людям в трудные времена». С добавлением Курта и с упором на оригиналы этот альбом стал совсем другим».
Иллюстрируя эту истину с первых же строк, Снидеро берет курс на звезды в заглавном треке. Первая из многих композиций, использующих фирменное звучание Розенвинкеля, она выделяет обоих фронтменов как эйфорических солистов, подчеркивает значительную химию в их взаимодействии и предоставляет дополнительное пространство для сияния Эванса и Фарнсворта. Сбросив обороты для продолжения - кобальтового оттенка «Infinity» - квинтет играет в сторону прямолинейного соблазнения, вздымая волны своего собственного творения. Отражая саму природу партнерства Снайдеро и Розенвинкеля, эти начальные номера предлагают контраст и в то же время дополняют друг друга. Переключаясь на тонко перегармонизированный взгляд на «It Might as Well Be Spring» Роджерса и Хаммерстайна, лидер радуется возможности обнажить свою душу в одной из своих любимых баллад. Это единственное погружение в Великий американский песенник на альбоме и один из лучших примеров звучания Снидеро на пластинках, который является образцом класса и чувствительности.
Возвращаясь в сферу оригиналов, саксофонист представляет три последовательные победы с разных сторон. Захватывающая «Nowhere to Hide», наполненная гармоническим напряжением и противоречивыми продолжениями, привносит пикантность в центр картины, поскольку острое ведение Снидеро, жидкий жар Розенвинкеля и дизайн Эванса в нижней части середины производят сильное впечатление. Затем появляется «Obsession», формирующаяся вокруг кипящего фанкового настроения и являющаяся единственной в своем роде в плейлисте. Динамичная компановка и взаимодействие на ритмической стороне помогают создать дугообразные выражения в хорошо выстроенной структуре, в конечном итоге поддерживая и поощряя тех, кто находится на переднем плане. Замыкает тройку новых композиций «Pat» - блюзовая жемчужина, пронизанная духом легендарного Пэта Мартино, - и все на мгновение отдают дань уважения ушедшей иконе джазовой гитары и его непреходящему влиянию.
В предпоследнем выступлении Снайдеро обращается к актуальной «Search for Peace» покойного Маккоя Тайнера. Захватывающая баллада, дающая паузу для восхищения как музыкой, так и посланием, - идеальное средство подчеркнуть нежную сторону лидера, певучие струнные Розенвинкеля и целеустремленное пиццикато Вашингтона. Затем снова новые чудеса - «Little Falls», свингующее прощание, которое придется всем по вкусу. Шагающие линии Вашингтона и тарелки Фарнсворта закладывают основу, а основные солисты группы очаровывают красотой своих идей. Демонстрируя четкое направление, этот выходной фрагмент, как и все предшествующие ему, говорит о большом внимании Снидеро к деталям этого проекта: «Я потратил немало времени, размышляя о звучании группы во время написания композиции - как наложить определенные элементы, такие как тембр, гармония и диапазон, чтобы они сочетались и (иногда) конфликтовали, создавая большую глубину. Речь идет о том, чтобы соединить все это вместе, оставаясь при этом музыкальным и излучая тепло. Это то, что я ценю больше всего». Неудивительно, что это проявляется в чудесном миксе на Far Far Away.