Audio
Также известен как: Adolph Johannes Brand
Дата рождения (создания): 9 октября 1934Место рождения (создания): Cape Town, South Africa
Инструменты: Cello, Saxophone, Piano
Стили: Post-Bop, Progressive Jazz
Влияния: Louis Armstrong, John Coltrane, Duke Ellington, Dodo Marmarosa, Thelonious Monk, The Manhattan Brothers, Count Basie, Art Tatum, Louis Jordan
Последователи: Robin Eubanks, Sipho Gumede, Paul Hanmer, Tete Mbambisa, Vusi Mahlasela, The Bhundu Boys, Andile Yenana, Freedom Countdown
Подобные исполнители: The Bluenotes, Hugh Masekela, The Brotherhood of Breath, Louis Moholo, Joe Malinga, Carlos Ward, Chris McGregor, Andrew Hill, Johnny Dyani, Dudu Pukwana, Muhal Richard Abrams
Американский джазовый саксофонист, виолончелист и пианист.
В его музыке нашли отражение различные музыкальные формы, которые он слышал в детстве в мультикультурной портовой части Кейп-Тауна - от традиционных африканских песен и религиозной церковной музыки до современного джаза и других стилей Запада. Он является лидирующим представителем субжанра Cape jazz. Он отец нью-йоркского репера Jean Grae. Второго сына зовут Tsakwe.
Он вырос в районе Кейптауна, известном как "District Six", многонациональном сообществе, которое сильно повлияло на его музыкальное развитие. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте 7 лет.
Первоначально он стал известен как Dollar Brand (по названию популярной марки спичек) и исполнял популярную музыку того времени. В 1949 году начал профессионально исполнять джаз в составе таких групп, как Tuxedo Slickers и оркестр Уилли Макса (Willie Max Big Band). В 1959 американский пианист Джон Мехеган (John Mehegan) в рамках проекта Jazz In Africa решил записать первый джазовый альбом в исполнении музыкантов из ЮАР. Именно для этой записи Бренд сформировал один из первых джазовых коллективов Южной Африки группу The Jazz Epistles, в состав которой вошли трубач Хью Масакела (Hugh Masakela) и альт саксофонист Киппи Моекетси (Kippi Moeketsi). С этим коллективом он выступал в Sophiatown. В 1961 политическая активность Бренда привлекает внимание властей, и он был вынужден отправиться на гастроли по Европе в составе мюзикла King Kong, в котором также принимала участие певица Сатима Би Бенджамин (Sathima Bea Benjamin), которая в 1965 становится его женой. В 1962 Бренд, политическая активность которого привлекла внимание властей, вместе с Бенджамин покидают ЮАР и временно поселяются в Цюрихе.
В феврале 1963 The Dollar Brand Trio с Джонни Гертзе (Johnny Gertze) на басу и Макайей Нтшоко (Makaya Ntshoko) на ударных), выступая в клубе Africana Club, привлёк внимание находившегося на европейских гастролях Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Эллингтон был так впечатлён их игрой, что организовал совместную запись на принадлежащем Френку Синатре (Frank Sinatra) лейбле Reprise Records. Результатом их сотрудничества становится альбом Duke Ellington PRESENTS THE DOLLAR BRAND TRIO, вышедший в 1963. Вторая запись трио (с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) и Билли Стрейхорном (Billy Strayhorn) на фортепиано) была сделана с вокалом Сатимы. Она оставалась неизданной до 1996, когда вышла под именем Бенджамин с названием A MORNING IN PARIS). В дальнейшем трио выступает на многих европейских фестивалях, играет на радио и телевидении. Дюк продолжает поддерживать The Dollar Brand Trio и в 1965 добивается их приглашения на Newport Jazz Festival. Более того Бренд подменил Эллингтона и выступал с его оркестром на протяжении 5 шоу в следующем году.
Вскоре Бренд распускает трио и принимает приглашение присоединиться к квартету Элвина Джонса (Elvin Jones). Их сотрудничество продлилось 6 месяцев. Затем он принимает участие в различных проектах. Наряду с фортепиано, он играет на флейте и саксофоне. Сочиняет собственную музыку. В 1968 кроме сольных выступлений работает в составе групп под руководством Джона Колтрейна (John Coltrane), Дона Черри (Don Cherry), Орнетта Колмена (Ornette Coleman) и Гато Барбьери (Gato Barbieri). В конце 60-х принимает ислам.
Запрет Африканского Национального Конгресса (African National Congress) сделал трудным для него поддержание тесных личных контактов с родиной. Несмотря на вынужденный отрыв от своих корней, он продолжает изучать африканскую музыку и возможности её влияния и проникновения в современный американский джаз. Как следствие, его выступления и записи, часто его собственных композиций, появлялись с редкой интенсивностью.
В 1976 он предпринимает попытку вернуться в ЮАР, но вновь уезжает, найдя политическую ситуацию на родине слишком жестокой. Во время визита делает ряд записей с лучшими джазовыми музыкантами, в числе которых были Бейзил Коетзи (Basil Coetzee) и Робби Янсен (Robbie Jansen). Эти записи стали основой возникновения нового саунда Cape jazz. Наиболее известными стали "Mannenberg" (переименованная в "Capetown Fringe" для выпуска в США), "Black Lightning", "African Herbs" и "Soweto Is Where It Is At", звуки, отражающие и рассказывающие о духе неповиновения на улицах и в городах Южной Африки. Композиция Коетзи "Manenberg" становится одной из известнейших южноафриканских мелодий и неофициальным гимном движения сопротивления апартеиду. Бренд решает принять ислам, берёт себе имя Abdullah Ibrahim и в этом же году поселяется в Нью-Йорке.
В начале 80-х Ибрагим расширяет свои музыкальные горизонты и сочиняет оперу KALAHARI LIBERATION, которая имела в Европе шумный успех. В этот период его партнёром, с которым он выступает в дуэте, становится саксофонист и флейтист Карлос Уард (Carlos Ward). Начиная с середины 80-х, его группа из семи участников Ekaya записывается, гастролирует, выступает на фестивалях. Ибрагим написал несколько звуковых дорожке к фильмам, включая фильмы Chocolat (1988) и No Fear, No Die (1990). После падения режима апартеида он переселяется в Южную Африку, но свои связи с Нью-Йорком не разрывает и регулярно там выступает. Свой первый диск Ибрагим выпустил лишь в 1992 под названием AFRICA: TEARS AND LAUGHTER. Также он регулярно выступает в составе трио, квартетов и оркестров. С момента его триумфального возвращения в ЮАР в начале 1990, он принимает участие в нескольких грандиозных выступлениях симфонического оркестра, одно из которых проходило во время инаугурации Нельсона Манделы.
В 1997 Ибрагим записывает альбом и гастролирует с джазовым ударником Максом Роучем (Max Roach). В следующем году швейцарский композитор Даниел Шнайдер (Daniel Schnyder) делает аранжировки нескольких его композиций для оркестра из 22 музыкантов для телевидения, и для последовавшего мирового турне, предпринятого Munich Radio Philharmonic Orchestra в полном составе под руководством американского дирижёра Барбары Йяр (Barbara Yahr). Ибрагим продолжает выступать и записываться, выпустив такие замечательные альбомы, как AFRICAN SUITE (1999, Enja), CAPE TOWN REVISITED (2000, Enja; записан в 1997), EKAPA LODUMO (2001, Enja/Tiptoe), AFRICAN MAGIC (2003, Enja/Justin Time), SENZO (2008, Sunnyside) и BOMBELLA (2009, Intuition).
В 2002 снимается в документальном фильме Amandla!: A Revolution in Four-Part Harmony, в котором вспоминает времена апартеида. Он является основателем музыкальной академии "М7" в Кейптауне. Инициирует создание Cape Town Jazz Orchestra из 18 музыкантов, первое выступление которого состоялось в сентябре 2006. Песня Ибрагима "African Marketplace" достигла такой широкой известности, что коммунистическая партия Швеции всегда исполняет её на демонстрациях и митингах. Ибрагим появляется в японском документальном фильме, вышедшем в эфир 26 июня 2010 на NHK-BS. В фильме он исполняет свои композиции на фоне прекрасных видов Южной Африки, звуки его фортепиано удивительно резонируют с волшебным природным окружением.
Абдулла Ибрагим является крупнейшей фигурой в музыкальном мире Южной Африки. Артист, который совместил в своём творчестве многие музыкальные традиции с глубочайшим пониманием американского джаза – от оркестрового богатства композиций Дюка Эллингтона (Duke Ellington) до новаторских инноваций Орнетта Колмена (Ornette Coleman) и авангарда 60-х. Исполнительская манера Ибрагима на пианино (а он играет ещё на виолончели, флейте и сопрано саксофоне) энергично ритмична, в ней интригующе смешиваются боп с музыкой его родины, импрессионизм классической школы с выдержками из музыки его идолов - Дюка Эллингтона (Duke Ellington), Фетса Уоллера (Fats Waller) и Телониуса Монка (Thelonious Monk). Как композитор, он достаточно умелый и убедительно смешивает музыку двух культур, создавая тем самым отличительный стиль, посредством которого он высказывает свои политические и религиозные убеждения всё более широкой аудитории.
Источники:
Автор публикации: Панченко Юлик