Michael Wollny / piano
Eva Kruse / bass
Eric Schaefer / drums
Европейские критики были единодушны как никогда: «Это будущее звучание джаза» (Observer Music Monthly). Они также завоевали множество призов и наград, венцом которых, пожалуй, стала премия Ronnie Scott's Jazz Award 2007, полученная ими как «Самый многообещающий международный новичок года». В прошлом году трио дало концерты в 13 странах, выступило на крупных фестивалях во Франции, Голландии, Германии, Италии и Канаде и представило в Лондоне «один из самых уверенных британских дебютов за последние годы» (Jazzwise).
В свои великие моменты джаз всегда описывал искусство извлечения общего из индивидуального. Ситуация, сложившаяся во многих джазовых записях, резко контрастирует с этим утверждением. Для того чтобы избежать творческого проклятия наименьшего общего знаменателя, в джазе также необходимы постоянные формации. Но в немецком джазе, в частности, постоянные коллективы, регулярно выпускающие компакт-диски, скорее исключение, чем правило. Трио [em] с пианистом Михаэлем Волльни, басисткой Евой Крузе и барабанщиком Эриком Шефером придумало одно из самых сложных звуковых посланий в современном джазе под простым названием [em] 3.
Трое берлинцев не только нарушают правила джаза, но и находят для себя совершенно новую точку отсчета. И - что удивительно - несмотря на все это, трио по-прежнему звучит как обычный джазовый коллектив. Узы внутри трио теперь настолько тесно переплетены, что они могут не ограничиваться очевидными общими чертами, а работать над различными, часто сильно расходящимися индивидуальными точками зрения трех участников. Это требует высокой степени дискуссии и доверия. Но именно осмелившись вступить в этот дискурс, [em] возвращает джазу то, чего ему сейчас так мучительно не хватает: его актуальность и повседневную значимость.
Волни, Крузе и Шефер не потворствуют никому. Они не ловят рыбу в обманчивых бассейнах прошлых времён и не теряются в многообещающих выгребных ямах мнимых тенденций в популярной музыке. Но меньше всего они ищут консенсус внутри себя. «Мы никогда не были так далеки друг от друга, как сейчас», - признается Эрик Шефер под яростное одобрение двух своих товарищей по оружию. Это осознание ни в коем случае не означает начало конца, а скорее готовность троих перейти на гораздо более высокий уровень игры и общения. Именно расстояние между перспективами сделало необходимым еще большее взаимодействие друг с другом как с группой и умение слушать друг друга, чтобы сделать поэтические нюансы слышимыми. Цель - не что иное, как придать звуковые очертания тем размытостям, которые невозможно описать в тезаурусе музыкальной терминологии. Общие корни настолько прочно связаны под конкретным игровым процессом, что взаимная удаленность друг от друга вызывает еще более приятное чувство единения.
Не было бы ничего проще, чем пойти по пути успешного альбома [em] II (ACT 9655-2). Но для [em] стать джазовым институтом - это нечто иное, как желание. Они подняли планку собственных стандартов настолько высоко, насколько это возможно, чтобы слушателю было еще легче. Вы можете втянуться в созданные здесь миры, не впитывая джаз с молоком матери. При всем уважении к истории джаза, три интуитивных перфекциониста поставили во главу угла любопытство к себе и своему окружению.
Совершенно нормальный человеческий инстинкт играть в сочетании с глубокой серьезностью потребности во фрагментарном совершенстве раскрывает истории между атмосферной срочностью и одержимой деталями точностью. Самодовольство, на которое часто справедливо сетуют в современном джазе, сменяется осознанием собственных границ и глубоким стремлением проникнуть в мир за их пределами. Широкий диапазон между попыткой и совершенством использован на альбоме до предела.
Самое популярное немецкое фортепианное трио добилось ни много ни мало, как переосмысления себя, оставаясь абсолютно верным себе. Трио с успехом выступило на фестивале Jazzbaltica, который проходил в 2010 году в Große Konzertscheue в городе Salzau, Germany.
Автор публикации: Панченко Юлик