Welcome

Уважаемые любители джаза!
Рады приветствовать Вас в нашем джазовом клубе.
В блоге Вы можете ознакомиться с биографиями джазовых исполнителей и получить аудио и видео материалы из нашей коллекции.
По всем вопросам обращайтесь на projazzclub@gmail.com

Исполнители

29th Street Saxophone Quartet A Filetta A NYC Tribute A Northern Code A Plane To Catch A Vida Azul A. Spencer Barefield A.K. Salim A.T.A. Aadithyan Titus Aaron Comess Aaron Diehl Aaron Goldberg Aaron Heick Aaron Irwin Aaron Sachs Abbey Lincoln Abbi Hübner Abdul Wadud Abdullah Ibrahim Abe Laboriel Jr. Abe Lyman Abe Most Abraham Laboriel Sr. Ace Cannon Achille Baquet Acker Bilk Acoustic Alchemy Active Ingredients Ada Rovatti Adam Holzman Adam Makowicz Adam Rafferty Adam Rudolph Adem Gülşen Agnes Buen Garnas Ahmed Abdul-Malik Alawari Alby Cullaz Alessandro Napolitano Alexi Tuomarila Alfred Vollbauer Amanda Whiting Ana Pilat Andrew Hill Andrew Rathbun Andy Herrmann Antonio Adolfo Arnett Cobb Artemis Arthur Alard Arturo Sandoval Baba Israel Barney Kessel Barry Finnerty Beegie Adair Ben Webster Benjamin Lackner Benny Golson Bill Moio Bill O'Connell Billy Rogers Blank & Jones Bobby Jaspar Brad Mehldau Brecker Brothers Bruce Harris Bugge Wesseltoft Callum Allardice Camilla Battaglia Cannonball Adderley Caroline Tremblay Cenk Erdoğan Charles McPherson Charles Mingus Charley Christian Chet Baker Chicuelo Christian Escoudé Christian Maurer Christian Steiner Christina Tourin Christophe Brunard Christopher Bland Claes Brondal Claude Williamson Claus Waidtlow Cole Porter Céline Bonacina D. Batistatos Daniel Gassin Dany Lemay Dario Guibert Dave Post David Fabris Denny Christianson Diane Arkenstone Dick Berk Dimitris Batistatos Dizzy Gillespie Django Reinhardt Dominique Pifarély Don Leisure Ehud Asherie Emi Gimenez Emile Londonien Emily Mitchell Enzo Zirilli Eric Schaefer Espen Berg Essiet Okon Essiet Eva Kruse Fab Samperi Fabienne Ambuehl Florian Weber Francis Lockwood Frank Severino Frank Sinatra François Couturier François Laizeau François Méchali Freddie Hubbard Frøy Aagre Gabi Hartmann Gauthier Toux George Adams George Duvivier George Gershwin George Kelly Giuseppe Campisi Greg Abate Géraldine Laurent Gérard Gustin Hank Jones Harold Land Heiri Känzig Helmar Hill Henry Wilson Herb Ellis Hesam Inanlou Hildegunn Øiseth Hohnen Ford Horace Silver Hubert Laws Håkan Broström Irving Acao Isfar Sarabski Jabbo Smith Jaki Byard Jakob Bro James Robotham Jason Lewis Jay McShann Jean-Charles Capon Jean-Louis Martinier Jean-Marc Larché Jeanne Lee Jeff Steinberg Jenna Mammina Jewel Brown Jim Mullen Jim Snidero Jimmy Cobb Joe Sample Joel Fortin John Abercrombie John Lewis John Rangel Jonathan Tim Jr Joo Kraus Julie Saury Julien Bassères Jussi Reijonen Kacper Krupa Kai Eckhardt Kaisa Mäensivu Kari Antila Kaspar Vadsholt Kenny Clarke Kenny Wheeler Keyon Harrold Kieran Gunter Kilian Kemmer Kirk Knuffke Klaus Gesing Kyudo Lalo Schifrin Larry Carlton Lauren White Leon Phal Leroy Vinnegar Les Baxter Les McCann Lionel Loueke Lisa Cat-Berro Luca Boscadin Luca Zambito Magne Thormodsæter Maik Krahl Malia Marco Mezquida Mareike Wiening Martin Maretti Andersen Mats Eilertsen Max Bennett Max Roach Mayra Casales Mel Lewis Michael Hoppé Michael Wollny Michael Zisman Michel Grailler Michel Herr Mike Carr Mina Agossi Mirek Coutigny Mokave Muhal Richard Abrams Nana Ou-yang Nat Adderley Nat King Cole Natalia Kiës Nico Catacchio Nils Ölmedal Olaf Taranczewski Ole Fredrik Norbye Oliver Jackson Paco de Mode Pascal Beaulieu Paul Chambers Paul Del Nero Paul Humphrey Paul Whiteman Pepper Adams Per Oddvar Johansen Percy Heath Peter Bruun Pierre Boussaguet Pierre Michelot Quincy Jones Rabih Abou-Khalil Rachel Therrien Rain Sultanov Ran Blake Randy Brecker Randy Crawford Rez Abbasi Rhoda Scott Richard Groove Holmes Rob Mazurek Robert Popwell Ron Affif Ross Stanley Rémi Bouyssière Shabaka Hutchings Sheenah Ko Shel Plock Shelley Carrol Simone Kopmajer Sonny Stitt Sophie Alour Stanley Gilbert Stephan Micus Steve Johns Stewart Grant Stix Hooper Ståle Storløkken Sylvaine Ilario Tabloid Taranczewski Tarkovsky Quartet Terry Adams Terry Burns Thad Jones The African Jazz Pioneers The Crusaders The Jazz Crusaders The Northern Lights Quintet Thomas Strønen Thommy Andersson Tiny Grimes Tony Overwater Tuomas Timonen Universal Language Quartet Various Artists Waldo's Gift Wayne Henderson Wilton Felder Wynton Kelly Yellowjackets Yves Archambault Zacharie Ksyk [em] ¡Cubanismo! В Sharp Jazz Quartet 歐陽娜娜

Качество - аудио

Качество - видео

31 марта, 2010

Nat Adderley


Также известен как: Nathaniel Adderley

Дата рождения: 25 ноября 1931

Место рождения: Tampa, Florida, USA

Дата смерти: 2 января 2000

Место смерти: Lakeland, Florida, USA

Инструменты: Cornet, Trumpet

Стили: Hard Bop, Soul Jazz, Trumpet Jazz

Влияния: Clark Terry, Dizzy Gillespie, Miles Davis

Подобные исполнители: Wes Montgomery, Donald Byrd, Jackie McLean, Lee Morgan, Ike Quebec, Horace Silver, Tom Harrell, Art Farmer, Kenny Dorham, Blue Mitchell, Cannonball Adderley

Американский джазовый трубач. Младший брат саксофониста Джулиана "Кэннонболла" Эддерли (Julian "Cannonball" Adderley), которого поддерживал и с которым играл в течение многих лет.

Композиция Эддерли "Work Song" (1960) является джазовым стандартом, а также стала успешной в поп-чартах после того, как певец Оскар Браун-младший (Oscar Brown Jr.) написал для нее текст.

Трубач и композитор Нэт Эддерли обладал удивительным диапазоном исполнения: на одном дыхании он выдавал рычащий тон в тональности low G, а на другом взмывал в стратосферу хард-бопа. Всегда сутулый, с прижатым к груди корНэтом, он был почти на голову ниже своего более знаменитого старшего брата саксофониста Джулиана "Кэннонболла" Эддерли (Cannonball Adderley). Однако без мастерства Нэта квинтет Кэннонболла никогда бы не достиг того приземленного звучания, которое стало визитной карточкой их новаторского соул-джаза.

Детство Натаниэля Эддерли прошло в кругу семьи под руководством матери, Шугар, и отца, Джулиана-старшего, который в молодости профессионально играл на трубе и передал свою трубу старшему сыну Кэннонболу. Нэт вырос в Таллахасси, после того как его родители переехали туда, чтобы получить работу преподавателя в Университете Флориды A&M.

Натаниель сначала мечтал о карьере вокалиста. Его музыкальный дебют состоялся в клубе Edgewood Club в Таллахасси в возрасте двенадцати лет, он пел сопрано в группе своего старшего брата, The Royal Swingsters. Джулиан играл в группе на трубе. Когда Кэннонбол в 1946 году перешел на альт-саксофон, он передал трубу младшему Нэту, чей голос изменился в подростковом возрасте. Занятия с братом и отцом дали ему толчок к освоению инструмента. В этот период он и Кэннонболл играли в Таллахасси с Рэем Чарльзом (Ray Charles) и на любительских концертах по всей округе.

Однако его мать считала, что он не так одарен музыкально, как его старший брат, и всячески пыталась склонить Ната к получению юридического образования. Вместо этого, имея за плечами четыре года местных выступлений, Нат в 1950 году записался в армию. С 1951 по 1953 год он служил в армии и играл в армейском оркестре 36-й армии, совершив по меньшей мере одну поездку в Корею. После передислокации части в Луисвилл, штат Кентукки, он взял в руки корНэт, ассоциировавшийся с Джо "Кингом" Оливером (Joe "King" Oliver) и другими королями раннего джаза, который позволял ему сочетать теплый насыщенный звук с подвижной тональностью.

После демобилизации из армии в 1953 году он вернулся домой во Флориду, и мать убедила его поступить во Флоридский университет экономики и права (Florida A&M) на юридический факультет. Он окончил университет со степенью в области социологии и поступил в аспирантуру, одновременно получая признание в местных джазовых заведениях. Незадолго до того, как Эддерли должен был приступить к преподаванию, Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton) приехал с концертом во Флориду A&M. Уверенный в своих силах, он сыграл для Хэмптона. Вскоре он получил приглашение от местного тромбониста Бастера Купера (Buster Cooper) присоединиться к группе Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton) во время турне по Европе. Приняв приглашение, он позвонил матери, чтобы поделиться новостью. Она сказала ему, что он сошел с ума. Отложив учебу, он всё же решил поиграть под руководством Хэмптона с 1954 по 1955 год и посетил Европу с гастролями. После возвращения он намеревался вернуться в школу, чтобы стать учителем.

Но всё сложилось несколько иначе. По возвращении домой старший брат Джулиан сразу же предложил ему отправиться в Нью-Йорк. Сам Джулиан устал от преподавания в средней школе в Форт-Лодердейле, штат Флорида. Заряженный успехом Нэта на гастролях, он убедил его, что пришло время перебраться на север в Нью-Йорк.

О братьях Эддерли уже ходили слухи, и в первый же вечер их появления в нью-йоркском Cafe Bohemia Кэннонболл был приглашен на сцену басистом Оскаром Петтифордом (Oscar Pettiford), чтобы заменить саксофониста своей группы Джерома Ричардсона (Jerome Richardson), который задерживался из-за записей в студии. Первое же соло Кэннонболла произвело эффект грома и молнии. Позже Петтифорд спросил, что это за парень стоит в стороне с трубой? К концу вечера Нэт занял достойное место на нью-йоркской сцене, его мастерство высоко оценили Петтифорд, а также барабанщик Кенни Кларк (Kenny Clarke) и пианист Хорас Сильвер (Horace Silver). Этого выступления оказалось достаточно, чтобы начать их карьеру. Начали поступать предложения о работе.

Месяц спустя Нэт Эддерли дебютировал на студии Savoy в записи альбома Кенни Кларка (Kenny Clarke) BOHEMIA AFTER DARK. На этом альбоме Нэт оставался несколько на втором плане, а трубач Дональд Берд (Donald Byrd), также записавший свой первый альбом, взял на себя большинство ведущих соло. Затем Нэт выступил на дебютном альбоме своего брата, PRESENTING CANNONBALL. Этого выступления было достаточно, чтобы открыть дверь для дебюта Нэта в качестве лидера. Альбом THAT'S NAT ADDERLEY считается классикой эпохи Savoy без брата Кэннонболла на альте, с Джеромом Ричардсоном (Jerome Richardson) на тенор-саксофоне вместе с Нэтом и пианистом Хэнком Джонсом (Hank Jones), басистом Уэнделлом Маршаллом (Wendell Marshall) и Кенни Кларком (Kenny Clarke).

Вскоре Нэт и Кэннонболл подписали контракт с Mercury Records и основали квинтет Cannonball Adderley Quintet. В вихре ангажементов, но с меньшим интересом со стороны публики, чем ожидалось, квинтет распустился в 1957 году. Нэт продолжил играть с баритон-саксофонистом Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan), а затем в течение девяти месяцев сотрудничал с тромбонистом Дж. Дж. Джонсоном (J. J. Johnson). В 1958 году Нэт отправился в гастрольную поездку по Европе в составе секстета Вуди Хермана (Woody Herman). Его старший брат Кэннонболл получил более широкую известность, присоединился к секстету Майлза Дэвиса (Miles Davis) вместе с Джоном Колтрейном (John Coltrane) и принял участие в записи альбома KIND OF BLUE. В том же году Нэт записал альбом GRAND STREET с тенор-саксофонистом Сонни Роллинзом (Sonny Rollins).

В 1959 году квинтет Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley) воссоединился. Нэт выразился просто: "Я ушел от Вуди, а Джулиан ушел от Майлза, и это случилось". Для квинтета Кэннонболла Эддерли вторая попытка оказалась удачной. Теперь, когда Нэт занимался финансами группы и организацией гастролей, дела пошли в гору, и к концу 1959 года они стали зарабатывать хорошие деньги. В 1960 году они выпустили новаторский LP, THE CANNONBALL ADDERLEY QUINTET IN SAN FRANCISCO, который включал фанковый, душевный вальс "This Here (Dis Here)", написанный пианистом Бобби Тиммонсом (Bobby Timmons).

Джазовый критик и продюсер Орин Кипньюс (Orin Keepnews) говорил, что альбом, записанный в Jazz Workshop в октябре 1959 года, ознаменовал собой рождение современной живой записи, а также рождение соул-джаза. Действительно, это было новое звучание, которое нашло отклик у слушателей того времени. Квинтет также играл хард-боп, поскольку все участники группы находились под влиянием бибопа и хотели продолжить виртуозную традицию. Соул-джаз поддерживал популярность группы, а хард-боп давал музыкантам возможность бросить вызов самим себе и продемонстрировать свои способности. Как и все альбомы квинтета, обложки были озаглавлены: featuring Nat Adderley. Квинтет выпустил еще один концертный альбом, записанный в Хермоса-Бич в октябре 1960 года, AT THE LIGHTHOUSE.

Его самой успешной песней стала "Work Song" (январь 1960 года), мелодия в стиле хард-боп. Эддерли называл ее своей "песней социального обеспечения", поскольку в течение многих лет он получал стабильный доход от роялти, выплачиваемых при записи этой песни другими музыкантами. "Work Song" теперь считается джазовым стандартом. Среди других его популярных песен - "Hummin'", "Sermonette" и "The Old Country".

Этот успех позволил Нэту заблистать в одиночестве и дал ему возможность записать в 1960 году на лейбле Riverside свой первый хитовый альбом WORK SONG, который являл собой блестящую смесь соул-джаза и кула c элементами камерной музыки (включая виолончель и гитару, на которой играл Уэс Монтгомери (Wes Montgomery). С гитарой Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), подгоняющей звук корНэта Нэта, заглавная композиция стала поп-фаворитом, позже переложенным на слова Нэтом и автором песен и вокалистом Оскаром Брауном-младшим (Oscar Brown, Jr.) в 1965 году, что привело к тому, что мелодию записали многие исполнители, от Бобби Даррина (Bobby Darrin) до Нэнси Уилсон (Nancy Wilson).

Три года спустя Нэт сочинил "Jive Samba", еще одну знаменательную композицию в стиле кроссовер-фьюжн для квинтета Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley), пользующуюся огромной популярностью в ночных клубах по всему миру благодаря танцевальному ритму босса-новы. Поскольку музыка развивалась вместе с появлением поп-культуры в 60-х и 70-х годах, Нэт помогал группе оставаться в авангарде соул-джаза, выступая, сочиняя и заказывая билеты для более позднего Секстета, в который вошли такие известные музыканты, как саксофонист Юсеф Латиф (Yusef Lateef) и пианист и композитор Джо Завинул (Joe Zawinul), написавший самый большой хит группы "Mercy, Mercy, Mercy" в 1966 году. Завинула также можно услышать вместе с Нэтом на альбоме FIDDLER ON THE ROOF, в котором также участвовал Чарльз Ллойд (Charles Lloyd) на тенор-саксофоне.

Хотя он был неотъемлемой частью квинтета Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley), это был не единственный проект, занимавший его время в карьере профессионального джазового музыканта. Нэт записывался и вне группы Кэннонболла. Он работал с Кенни Кларком (Kenny Clarke), Уэсом Монтгомери (Wes Montgomery) и Уолтером Букером (Walter Booker).

Среди других проектов - фильм "Человек по имени Адам" (A Man Called Adam, 1966). В фильме персонаж Сэмми Дэвиса-младшего (Sammy Davis, Jr.) играет на трубе. Поскольку Дэвис сам не умел играть на трубе, Эддерли был нанят для озвучивания всего, что играл его герой. Другим его значительным проектом в это время был мюзикл. Он и его брат написали мюзикл "Shout Up a Morning" по мотивам народного героя Джона Генри. Хотя этот проект начинался как сотрудничество, работа была прервана, когда Кэннонболл внезапно умер от инсульта в 1975 году.

После завершения последнего турне группы в память о брате квинтет распался. Нэт вернулся к своим родителям, работавшим в университете Florida A&M, где помогал в создании и развитии ежегодного джазового фестиваля Child of the Sun.

Также после смерти брата Нэт создал новую группу с другом всей жизни, Уолтером Букером (Walter Booker) на басу и молодым альт-саксофонистом Винсентом Херрингом (Vincent Herring). Группа продолжала существовать в течение двадцати лет с Нэтом во главе, и в ее состав входили такие известные музыканты, как Джон Стабблфилд (John Stubblefield), Сонни Форчун (Sonny Fortune), Джимми Кобб (Jimmy Cobb) и Кен Макинтайр (Ken McIntyre). Нэт также выступал в качестве солиста в турах по США, Европе и Японии, где его всегда встречали восхищенные слушатели. Затем вернулся в США и преподавал в Гарварде, одновременно выступая и записываясь со своим квинтетом. Эддерли зарекомендовал себя как самостоятельный музыкант. Он также работал с Роном Картером (Ron Carter), Сонни Форчуном (Sonny Fortune), Джонни Гриффином (Johnny Griffin) и Антонио Хартом (Antonio Hart).

Эддерли создал секстет Adderley Brotherhood, в который вошли несколько участников квинтета Кэннонболла (Cannonball Adderley). Эта группа гастролировала по Европе в 1980 году. Постановка "Shout Up a Morning", после концертного исполнения в Карнеги-холле вскоре после смерти Кэннонболла, была поставлена в нескольких местах по всей территории США в 1986 году. В течение следующего десятилетия Эддерли участвовал в нескольких других ансамблях, включая Paris Reunion Band и группу Riverside Reunion Band (в честь лейбла Riverside), боп-группу, сформированную на джазовом фестивале в Монтерее в 1993 году и гастролировавшую по Европе в 1994 году.

Половину года Эддерли проводил на гастролях, а вторую половину - дома в Лейкленде, штат Флорида, сочиняя и записываясь. Он считал, что его самые большие поклонники находятся в Японии, но европейцы также были в восторге от его музыки. Нэт сохранил свою особую теплоту звучания, которую можно услышать, как на его собственных записях, так и во время выступлений в различных составах, таких как оркестр Натана Девиса (Nathan Davis's Paris Reunion Band).

В 1997 году он присоединился к преподавательскому составу Южного колледжа Флориды в качестве артиста-резидента. Он также помог основать и развить ежегодный джазовый фестиваль "Дитя солнца", который проводился в университете на протяжении десяти лет.

В 1960-х годах он жил на 112-й улице в Гарлеме, в 1970-х - в Тинеке, Нью-Джерси, а затем переехал в Лейкленд. Он также жил рядом со своим братом в Короне, Квинс.

До того, как в конце 1990-х годов состояние его здоровья ухудшилось, Нэт Эддерли прославился на весь мир, выступая с хэдлайнерами в Японии, Швейцарии, Австралии и Новой Зеландии. В 1997 году он был введен в Зал славы джаза в Канзас-Сити, и в тот же год диабет отнял у него правую ногу.

Осложнения, вызванные болезнью, привели к его смерти 2 января 2000 года в возрасте 68 лет в Лейкленде, штат Флорида. Он был похоронен рядом со своим братом на Саутсайдском кладбище в Таллахасси, штат Флорида. Его оплакивали жена Энн, сын Нэт Эддерли-младший из Вест-Оранжа, штат Нью-Джерси, дочь Элисон Эддерли-Питтман из Палм-Бей, штат Флорида, и пятеро внуков.

Он был новатором в популяризации соул-джаза и одним из самых плодовитых джазовых исполнителей своего времени, приняв участие в записи 37 альбомов в качестве лидера, не говоря о совместных проектах с Джулианом "Кэннонболл" Эддерли (Cannonball Adderley), Роном Картером (Ron Carter), Сонни Форчуном (Sonny Fortune), Джонни Гриффином (Johnny Griffin), Антонио Хартом (Antonio Hart) и Винсентом Херрингом (Vincent Herring), а также с Кенни Барреллом (Kenny Burrell), Чарли Бёрдом (Charlie Byrd), Джимми Хисом (Jimmy Heath), Милтом Джексоном (Milt Jackson), Филли Джо Джонсом (Philly Joe Jones), Сэмом Джонсом (Sam Jones), Уинтоном Келли (Wynton Kelly), Сонни Роллинсом (Sonny Rollins), Доном Уилкерсоном (Don Wilkerson) и многими другими. Он доказал, что корНэт может быть современным джазовым инструментом. 

Хотя он часто предпочитал оставаться в длинной тени своего брата, любопытные слушатели откроют для себя уникальное наследие Нэта как новатора с теплым тоном и душой. Это наследие продолжает жить в его многочисленных композициях, до сих пор любимых джазовыми исполнителями, таких как "Never Say Yes", и в работах таких музыкантов, как Херринг, который хорошо усвоил пример Нэта.

Хотя Эддерли начал играть на трубе, он перешел на менее распространенный корНэт. Он предпочитал более темный тон конического корНэта более яркому звучанию цилиндрической трубы. Он мог воспроизводить богатый, землистый тон, который стал его фирменным звуком и который мог исходить только от корНэта. Ему также понравилось историческое качество корНэта, оживившее инструмент, на котором играли ранние джазовые музыканты.

Эддерли широко приписывают разработку и становление стиля соул-джаз 1960-х годов вместе с остальными участниками квинтета Кэннонболла Эддерли (Cannonball Adderley). Этот стиль характеризуется простыми гармониями, тяжелым блюзом, запоминающимися риффами и присутствием элементов церковной музыки. Смысл соул-джаза заключался в том, чтобы вернуть более простой тип джаза, который имел прямое влияние блюза и церковной музыки.

Однако это не единственный стиль, в котором писал и играл Эддерли. Квинтет также был широко известен своим хард-бопом, который составлял примерно половину их записей. Это более грубый, жесткий стиль, произошедший от бибопа, и для его исполнения требуются виртуозные способности.

Как солист и композитор, Эддерли обладал широким диапазоном способностей. Он мог импровизировать более простые, душевные соло для соул-джазовых номеров, но мог экспериментировать и демонстрировать все свои способности для хард-бопа. Особенно в хард-бопе он не боялся использовать диапазон инструмента, часто играя ниже типичного для корНэта диапазона на короткие отрезки времени, а затем возвращаясь к обычному диапазону. Хотя к концу 1960-х годов его диапазон начал ослабевать, это не помешало ему продолжать играть до конца жизни.

Источники:

  • en.wikipedia.org/wiki/Nat_Adderley
  • www.jazz.com/encyclopedia/adderley-nat-nathaniel
  • www.allmusic.com/artist/nat-adderley-mn0000377060

Автор публикации: Панченко Юлик