Grant Stewart – tenor saxophone
Bruce Harris – trumpet
Tardo Hammer – piano
David Wong – bass
Phil Stewart - drums
Executive Producer: Cory Weeds
Produced by Cory Weeds and Grant Stewart
Recorded at Van Gelder Recording Studio in Englewood Cliffs, New Jersey, November 5, 2021
Engineered by Maureen Sickler
Mixed and mastered by Shawn Pierce
Серым нью-йоркским днем тенор-саксофонист Грант Стюарт слушал треки, которые он записал со своим квартетом и трубачом Брюсом Харрисом в легендарной студии Van Gelder. Ему показалось, что музыка напоминает строчку из одного из его любимых стихотворений, «Прелюдии» Т.С. Элиота.
Первая строфа стихотворения ярко передает мрачное одиночество города поздним зимним вечером. В конце строфы есть одна декларативная строка, в которой звучит обнадеживающий контрапункт: «А потом зажглись лампы». Именно эта строка пришла Стюарту на ум, когда он слушал сессию Ван Гелдера. «Для меня стихотворение действительно передает ощущение жизни в городе и чувство того, что вот-вот что-то начнется, а для нас, музыкантов, очень часто наш день начинается, когда зажигаются лампы», - говорит Стюарт.
То же самое можно сказать и о восьми мелодиях альбома Стюарта, метко названного The Lighting Of The Lamps. Как и атмосфера в Нью-Йорке, где живет Стюарт, музыка на этой бодрящей записи отличается динамичностью. Как и в стихотворении Элиота, с первой же песни возникает ожидание того, куда Стюарт и музыканты направят свой уникальный репертуар. Они выполняют свое обещание, представляя пылкий джаз, который одновременно чтит традиции и звучит вне времени.
В 2019 году Стюарт получил возможность записать свой квартет в студии Van Gelder Studio в Энглвуд Клиффс, штат Нью-Джерси. Тысячи великих джазовых сессий были задокументированы здесь с 1959 года, когда инженер звукозаписи Руди Ван Гелдер открыл ее. Альбом Rise and Shine (Cellar Music, 2020) запечатлел Стюарта и его группу с прекрасным резонирующим звуком. Поэтому, когда появилась возможность вернуться к Ван Гелдеру, Стюарт не стал колебаться. «Это всегда похоже на волшебство», - говорит он о записи в студии, похожей на часовню. В «The Lighting Of The Lamps» это волшебство чувствуется в каждой ноте и нюансе.
Помимо легендарной алхимии Ван Гелдера, это игра Стюарта - такая же уверенная и впечатляющая, как и всегда, высокий уровень вклада собравшихся музыкантов и тесное взаимопонимание, которое движет музыкой. Прочная связь Стюарта с участниками квартета - пианистом Тардо Хаммером, братом лидера Филом Стюартом на барабанах и басистом Дэвидом Вонгом - проистекает из многолетнего опыта совместных выступлений и записей. Что касается фронтлайна Стюарта и Харриса, то их гармоничное сочетание - одно из откровений альбома. «Я был очень рад, что Брюс Харрис был со мной на этой дате. Он фантастический трубач, и за последние несколько лет мы успели немало поработать вместе».
Харрис, который произвел огромное впечатление на альбоме Soundview (Cellar Live, 2021), записанном в живом исполнении в GB's Juke Joint, познакомил Стюарта с двумя мелодиями из альбома The Lighting Of The Lamps. Одна из них - открывающая «Little Spain», написанная Клиффордом Джорданом и записанная в 1962 году Ли Морганом. Импровизация Стюарта в «Little Spain» - это мастер-класс по формированию и наращиванию темпа в жестком соло.
Единственная оригинальная композиция Стюарта на альбоме, «A Piece Of Art», отдает дань уважения фортепианному мастеру Арту Тейтуму как в названии, так и в некоторых других моментах. Первые две фразы затейливой мелодии - фрагменты соло Тейтума. Аккорды взяты из стандарта 1937 года «All God's Chillun Got Rhythm», который играл Тейтум и другие. После того, как ритм-секция создает кинетическое настроение, Стюарт и Харрис играют голову с энергией, которая трещит от возбуждения. Затем Харрис исполняет стремительное и энергичное соло, после чего оба Стюарта и Хаммер начинают интенсивно солировать.
Еще один зажигательный трек: «Mo Is On», написанная блестящим и беспокойным пианистом Элмо Хоупом, который слишком рано покинул этот мир. Стюарт исполнил вживую и записал несколько неподражаемых песен Хоупа, включая «Roll On», заглавную композицию на великолепной записи живого трио (Cellar Live, 2017), а также на потрясающем альбоме Young at Heart (Sharp Nine, 2008). «Мне очень нравится, как он пишет. Они [мелодии Хоупа] действительно заставляют играть по-другому. Гармония движется так, как не встретишь у других композиторов». Стюарт и команда играют закрученную и неумолимую «Mo Is On» с затаенной решимостью, которой она требует, и в итоге она становится одним из самых ярких моментов альбома.
Нужно быть мужественным, чтобы принять вызов и записать мелодию, которую один из ваших главных героев сделал окончательной версией. Еще больше стойкости требуется, чтобы сделать это со стандартом, который был записан этим героем в той же самой легендарной студии. Декстер Гордон записал «I'm A Fool To Want You» в 1965 году в студии Van Gelder, и она вышла на альбоме Clubhouse. Пятьдесят шесть лет спустя Стюарт исполнил эту балладу в освященном месте звукозаписи. С его большим и глубоким тембром и лирической фразировкой версия Стюарта звучит изысканно. Тонкая модуляция - исполнение песни в ре-миноре вместо фа-минора, как это делал Декстер, - имеет значение. «Она находится в диапазоне, который действительно заставляет рог резонировать, и в зале RVG я просто не мог удержаться, чтобы не сыграть ее».
Когда Стюарт подростком постигал азы джаза в Торонто, его звездным тенором, которого он слышал вживую, был Клиффорд Джордан. После того как в 19 лет Стюарт переехал в Нью-Йорк, он часто посещал выступления Джордана в мегаполисе. «Bearcat» - это произведение Джордана начала 60-х, которое Стюарт всегда хотел записать. В этом списке нет ничего лишнего, ведь мелодия получилась такой же уютной и приятной, как горячий чай с медом. Стюарт, Харрис, Хаммер и Вонг выдают мощные соло.
The Lighting Of The Lamps завершается композицией Thad Jones «Bitty Ditty», еще одной малоизвестной песней, которую предложил Харрис. Музыкальное направление Стюарта и его подход к солированию в этой композиции соответствуют остальной части прекрасного альбома и дуге его продолжительной карьеры. То есть концепция Стюарта и его теноровое звучание совершенно органичны и не озабочены тем, в какую стилистическую категорию он вписывается или является ли музыка хитовой. Вместо этого акцент делается на извлечении новых идей из старых песен, создании пространства для самобытного голоса каждого исполнителя и искреннем самовыражении. Все это освежающие элементы живого и жизнеспособного джаза.
Крис Вонг
Январь, 2022
Ванкувер, Британская Колумбия