1. Brilliant Waters (02:07)
2. Melody Of A Waterfall (03:02)
3. From Cousteau‘s Point Of View (05:37)
4. Honestlee (07:30)
5. Butterfly Effect (07:49)
6. Time Horizon (04:01)
7. Fragile Cocoon (06:11)
8. Schimmelreiter (06:01)Florian Weber, piano
Ralph Alessi, trumpet
Linda May Han Oh, double bass
Nasheet Waits, drums
Во время своего второго выступления на лейбле ECM (после отмеченной критиками записи дуэта с Маркусом Штокхаузеном) пианист Флориан Вебер проводит сильный состав через программу из своих композиций и этюдов. Отдавая дань уважения наставнику Ли Коницу в «Honestlee», импрессионистически передавая сверкающую «Melody of a Waterfall» или создавая впечатляющий драматизм из фрагментов звука в «Butterfly Effect», Вебер постоянно добивается от своих исполнителей новых реакций. «Я хотел, чтобы этот проект был как можно более открытым», - говорит он. «Здесь важна идея исследования и различия между игроками». Сильный, основательный бас Линды Мэй Хан О разительно контрастирует с быстрой, плавной игрой барабанов Нашита Уэйтса, создавая новые контексты для элегантно изобретательной трубы Ральфа Алесси и очень креативного фортепиано лидера. Lucent Waters был записан в студии La Buissonne на юге Франции в сентябре 2017 года, продюсером выступил Манфред Айхер.
Второе выступление Флориана Вебера на ECM после отмеченной критиками записи дуэта (Alba, 2016) с Маркусом Штокхаузеном - одаренный немецкий пианист ведет недавно созданный квартет по программе из своих сочинений. Открытость здесь играет ключевую роль: отдавая дань уважения наставнику Ли Коницу в «Honestlee», импрессионистически передавая сверкающую «Melody of a Waterfall», или создавая впечатляющие результаты из фрагментов материала в концептуальной пьесе «Butterfly Effect», намерение состоит в том, чтобы поощрить свежие реакции участников.
«Я рассматриваю этот альбом как встречу очень независимо настроенных музыкантов», - говорит Вебер. «Впервые у меня есть группа, в которой меня особенно интересует разница между музыкантами и их подходами к импровизации». Он приводит в пример контраст между проникновенной, приземленной игрой бас-гитары Линды Май Хан О и стремительными, свободными барабанами Нэшита Уэйтса. «Линда и Нэшит - очень разные характеры, но они уравновешивают друг друга в обмене энергиями». Состав Lucent Waters - это первая совместная работа Вебера и Уэйтса: барабанщика порекомендовал для проекта продюсер Манфред Айхер. «Мне очень понравилась игра Нэшита на альбомах Ральфа Алесси на ECM [Baida и Quiver], это великолепные записи, так что идея пришлась мне по душе».
Линда Мэй Хан О и Флориан Вебер впервые работали вместе в трио с Ли Коницем десять лет назад. «Это было началом яркого обмена идеями, который продолжился и в других контекстах. Для меня самого работа с Ли ночь за ночью научила меня тому, что на самом деле означает быть спонтанным в музыке». По мнению Вебера, есть разница между современным акцентом на «самовыражении» и «исследованием того, что на самом деле есть, подразумевается в материале и во взаимодействии игроков».
Вебер и Ральф Алесси участвуют в группах друг друга уже более 15 лет. В последнее время Вебер играет в трио Алесси с Дэном Уайтом. «Если посмотреть на мою карьеру на сегодняшний день, то я в основном старался играть с людьми, которые мне близки, которых я понимаю эмоционально». Друзья, конечно, все еще могут бросать друг другу вызов: «Ральф всегда говорит, что мои сочинения и игра подталкивают его к тому, чтобы играть по-другому». Это поразительно очевидно в «Fragile Coccoon», где изначально нежная пьеса врывается в атмосферу, чтобы показать трубу в пылающей смеси лиризма и интенсивности, обрамленную драматически мощными барабанами Уэйтса.
По словам Вебера, на собранные здесь произведения повлияло несколько факторов. «Пьесы часто возникают как ощущение или взгляд на какой-то аспект моей жизни - в данном случае на сумеречную атмосферу мира гастролирующего музыканта, на все его взлеты и падения. Кроме того, есть и композиционный аспект: Я всегда пытаюсь создать или сформировать что-то, чего, насколько мне известно, еще не было».
Степень свободы, предоставляемой игрокам, варьируется от произведения к произведению. Например, в «Brilliant Waters» я не дал им ничего, кроме названия: это свободная, открытая пьеса, хотя мы органично заканчиваем ее на одной ноте, которая звучит как сочиненная. Я сказал группе, что хочу, чтобы в альбоме было ощущение повествования, неких взаимосвязанных звеньев. Мотив, который появляется в одной пьесе, может повториться в другой, возможно, в обратном порядке. Атмосферные идеи возвращаются, две пьесы могут иметь схожие инструментальные акценты в определенных моментах, или звуковой ландшафт может быть похожим. Как руководитель группы я считаю, что существует тонкая грань между тем, чтобы дать музыкантам слишком много информации, и тем, чтобы не дать им достаточно: я хотел, чтобы музыканты тоже делали что-то свое».
У Нэшита Уэйтса самая свободная роль в «Melody of a Waterfall», которая отчасти черпает вдохновение в традиционных японских барабанных ансамблях: «Мне нравится ясность и сосредоточенность этой музыки, ее неподвижность, а также страсть и энергия. Я нахожу японскую культуру и ее идеи захватывающими и пытаюсь понять их - насколько это возможно, будучи западным человеком».
Песня «From Cousteau's Point Of View» посвящена недавним погружениям: «Изменение трехмерных перспектив и прозрачность занимают центральное место в этой мелодии. В музыкальном плане это 3 против 7, оба времени происходят одновременно, и вы не уверены, за каким из них следовать. Мне нравится прозрачность, но слишком много ее может привести к исчезновению тайны. А я люблю тайну, как люблю то, что не сказано, и не сыгранные ноты».
В «Honestlee», посвященной Ли Коницу («каждый раз, когда я встречаюсь с Ли, я узнаю что-то новое», - говорит Флориан), использованы «некоторые идеи школы Ленни Тристано, но не игра в стиле Тристано. Она исследует некоторые его идеи о линиях и контрапункте». Кроме того, импульсом для создания произведения послужили рисунки, которые Карлхайнц Штокхаузен сделал в Дармштадте. «Рисунки иллюстрируют некоторые полифонические концепции. Я посмотрел на них и сразу же захотел написать мелодию. Хотелось посвятить что-то Ли, и идеи сошлись. Так что мы начали с линий, а затем перешли в открытый режим». Игра Вебера, образцовая во всем, здесь особенно впечатляет. (Кониц, услышав эту запись, сказал: «Флориан - один из самых творческих пианистов, с которыми я когда-либо играл. Его музыка абсолютно свободна. У него есть текстура, чувство, просто красота. Я очень тронут этой музыкой. Она кажется мне божественной").