Дата рождения: 10
февраля 1930
Место рождения:
Ницца
Дата смерти: 20
мая 1994
Место смерти:
Каннах (Альп-Маритим)
Французский джазовый пианист, джазовый и эстрадный композитор, аранжировщик
и дирижёр.
Жерар Гюстен начал учиться игре на фортепиано в девять лет и поступил в
консерваторию Ниццы в возрасте 15 лет, в 1945 году. Его подростковые годы были
отмечены настоящим откровением, когда он открыл для себя великих джазовых
музыкантов Чарли Паркера, Диззи Гиллепси, Бада Пауэлла и, позднее, Джона Льюиса
и Тэдда Дамерона. Их влияние было настолько велико, что определило ход его
карьеры, и сразу после окончания консерватории летом 1948 года Жерар Гюстен
стал играть с различными оркестрами и группами, летом на юге Франции, а зимой в
Межеве. Это был опыт, полный обогащающих встреч, которые помогли ему
утвердиться в своей игре и разнообразии талантов, что позволило ему сделать
несколько карьер одновременно.
В 1950 году в сопровождении Жильбера Гассена на контрабасе и Саши Дистеля
на гитаре он создал Трио Жерара Гюстена. В рамках движения современного джаза -
Utreger, Solal, Aravanitas - зарождавшегося в то время во Франции, трио
записало в середине 1950-х годов одноименный альбом, полностью написанный
Жераром Гюстеном, с Сашей Дистелем на гитаре. Трио было высоко оценено всеми
великими джазовыми музыкантами и специализированной прессой и получило доступ в
лучшие джазовые клубы Парижа, включая Club Saint-Germain и Le Chat qui pêche. Трио выступало во
всех клубах Сен-Жермен-де-Пре, а записи этого периода появились на
многочисленных компиляциях.
В то же время Жерар Гюстен в течение нескольких лет регулярно присоединялся
к оркестру Эме Барелли, с которым он играл на фортепиано с крупнейшими
международными артистами того времени: Сэмми Дэвисом-младшим, Фрэнком Синатрой,
Нэтом Кинг Коулом и Ширли Темпл.
Середина 50-х годов ознаменовалась для Жерара Гюстена началом новой жизни:
он женился на певице Нелли Перье, которая в 1957 году родила им сына, Г. Г.
Джуниора. Это также было началом чрезвычайно продуктивной карьеры, отмеченной
многочисленными записями и композициями, как под собственным именем, так и под
множеством псевдонимов: Хьюберт Клавесин и его ритмы, Эсперанса Густино и ее
оркестр, Перес Пилар, Билл Уичита, Дик Паттон.
На протяжении всей своей карьеры Жерар Гюстен сотрудничал в самых разных
областях. Музыкант, композитор и дирижер демонстрирует удивительную способность
к адаптации; он много пишет для джаза, но также много для французской эстрады и
популярной песни. Его композиции варьируются от «Aquarius», альбома для квартета Стефана Граппелли и с ним,
до «Tata Yoyo» для Анни Корди, «Dansons la Bostella» с Оноре Бостелем и Сашей Дистелем, а
также мюзиклы, тематические песни для телевидения и музыка к фильмам. Его
сотрудничество с Сашей Дистелем и Стефаном Граппелли, начатое в начале 50-х
годов и скрепленное дружбой, продолжалось до его преждевременной смерти.
На протяжении более чем четырех десятилетий Жерар Гюстен был вовлечен в
большинство зарождающихся музыкальных тенденций. Начиная с 50-х годов он
экспериментировал с модерн-джазом и до самого конца сохранил душу музыкального
«исследователя», выступая, гастролируя и выступая с «крем-де-ла-крем» джазовых
музыкантов.
Замеченный Четом Бейкером, он присоединился к квартету Чета Бейкера в 1955
году, записав первый и второй тома «Чета в Париже».
В конце 50-х годов он записал несколько пластинок с новой группой: Жерар
Гюстен и его квартет, снова с Сашей Дистелем на гитаре. Его вхождение во
французскую эстраду в качестве композитора состоялось благодаря Саше Дистелю,
которого он сопровождал на гастролях и который позже доверил ему - с 1963 по
1971 год - музыкальное руководство своей еженедельной телевизионной программой Le Sacha Show.
В начале 60-х годов вместе с Сашей Дистелем и, конечно, Оноре Бостелем
Жерар Гюстен стоял у истоков La Bostella, которая прославила самый популярный
парижский клуб Castel.
С 1960 по 1995 год
В течение следующих нескольких десятилетий, помимо многочисленных гастролей
с джазовыми коллективами, в то время как публика и специализированная пресса
высоко оценивали выступления и альбомы каждой из его групп, Жерар Гюстен под
тем или иным псевдонимом с оркестром часто появлялся на записях или в
телевизионных программах. Он также активно работал над эстрадными и популярными
песнями2 для самых разных исполнителей и как композитор для мюзиклов; 450
наименований перечислены в Национальной библиотеке Франции3. Он также написал
ряд тематических мелодий для радио и телевидения, которые были очень популярны
в 80-е годы.
Среди этих 450 наименований - большой вклад в звукозаписывающую
деятельность Саши Дистеля, для которого он написал песни Monsieur Cannibale, L'Incendie à Rio в 1966 году и La bonne humeur в 1968 году, а также ряд хитов Анни Корди
- Tata Yoyo, Boing Boing, Cadichon4, мелодию для мультсериала на Canal +, Nini Pompon и музыкальную
комедию Envoyez la musique.
Составы
1950: Трио Жерара
Гюстена: Жерар Гюстен, фортепиано, Саша Дистель, гитара, Жильбер Гассен,
контрабас.
1958: Жерар
Гюстен и его квартет
1980: создание
квартета Стефана Грапелли с Жераром Гюстеном, фортепиано, аранжировки и
руководство, Армандом Кавалларо, перкуссия, Джек Сьюинг, бас. И как квинтет с
Пьером Кулласом на гитаре
1990: Onztet Gérard Gustin; Michel Barrot, François Chassagnite и Nicolas Pettier, трубы; Bernard Camoin, Lucien Deleuil, тромбоны; Guy Lopez, альт, Tony Pagano, тенор, Jean-Jacques Illouz, баритон,
саксофоны; Michel Zenino, контрабас; Bruno Ziarelli, барабаны; Gérard Gustin, фортепиано и аранжировки.
1995: Modern Gustin Trio: Bruno Rousselet, бас, Pascal Riou,
барабаны
Его дискография, пока еще неполная, поскольку она находится в процессе составления, свидетельствует о его богатой карьере и многочисленных талантах.