Дата рождения: 19 Сентябрь 1930
Место рождения: Chicago, Illinois, USA
Инструменты: Piano, Clarinet, Cello, Composer
Стиль: Free Jazz, Progressive Jazz, Avant-Garde Jazz, Modern Creative, Piano Jazz, Chamber Music, Post-Bop
Влияния: Bud Powell, Duke Ellington, Miles Davis
Американский фриджазовый пианист, кларнетист, виолончелист, преподаватель, администратор, композитор и аранжировщик. В своем плодовитом, глубоко современном и личном творчестве сочетает влияние классической, джазовой и экспериментальной музыки. Соучредитель и президент Нью-Йоркского отделения Ассоциации содействия творческим музыкантам, он посвятил свою жизнь и карьеру развитию новой музыки в джазовой идиоме.
Начальное образование Абрамс получал в чикагской DuSable High School, где он уделял больше внимания спортивной программе школы, чем музыкальной. Желая узнать больше о музыке, Мухал в 1946 на короткое время начал посещать музыкальные классы при Roosevelt University, но "я мало чего почерпнул там, потому что там было совсем не то, что я слышал на улицах".
По его словам: "С этого момента я приобрёл небольшое пианино и начал самостоятельно изучать, как играть на инструменте и читать ноты – или, прежде всего, в какой тональности была та или иная музыка. На это ушло много времени и пролилось немало пота. Но я всё подвергал анализу и в конце концов начал играть с музыкантами на сцене. Я слушал Арта Тэйтума (Art Tatum), Чарли Паркера (Charlie Parker), Телониуса Монка (Thelonious Monk), Бада Пауэлла (Bud Powell) и многих других, а по композиции сконцентрировался на музыке Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Вскоре я добился некоторых результатов и начал более расширенно изучать вещи, которые имеют место в классических композициях и начал практиковать классические произведения на фортепиано".
В семнадцать лет Абрамс поступил в Чикагский музыкальный колледж, в котором проучился четыре года. В 1948 году состоялся его дебют в профессиональном исполнительстве. В 1950 он начал писать аранжировки для оркестра Кинга Флеминга (King Fleming Band). После окончания Чикагского музыкального колледжа он начал посещать Государственный университет Говернорса, где прошёл курсы электронной музыки.
В 1961 году Абрамс и тенор-саксофонист Эдди Харрис объединились с трубачом Джонни Хайнсом, чтобы создать ансамбль, в котором они могли бы работать над своими идеями и композициями. Позднее Харрис говорил, что эти семинары посещали десятки музыкантов-энтузиастов разных возрастов и уровней таланта, однако через несколько месяцев ансамбль распался.
AACM официально образовалась в Чикаго 8 мая 1965 года. Группа представляла собой коллектив музыкантов, которые хотели полностью раскрыть звуковой потенциал своей музыки и друг друга. Абрамс был первым президентом группы и одним из ее главных сторонников. Одной из главных идей группы было поощрение молодых музыкантов к знакомству с историей джаза, чтобы они могли лучше экспериментировать в этой идиоме. Их вдохновлял авангардный джаз, который развивался в Нью-Йорке, в частности, альт-саксофонисты Орнетт Коулмен и Эрик Долфи.
Предпочитая выступать не в прокуренных небольших ночных клубах, а арендовать театры или лофты, участники ААСМ выступали там перед внимательной и непредубеждённой аудиторией. К концу 1960-х годов Абрамс решил показать миру то, что он создал в AACM. Альбом LEVELS AND DEGREES OF LIGHT (1967) стал первой знаковой записью, сделанной под руководством Абрамса, к которому присоединились саксофонисты Энтони Брекстон (Anthony Braxton), Морис МакИнтайр (Maurice McIntyre), вибрафонист Гордон Эммануэль (Gordon Emmanuel), скрипач Лерой Дженкинс (Leroy Jenkins), басисты Леонард Джонс (Leonard Jones) и Чарльз Кларк (Charles Clark) и вокалистка Пенелопа Тэйлор (Penelope Taylor). В этот период Абрамс также играет с саксофонистами Эдди Харрисом (Eddie Harris), Декстером Гордоном (Dexter Gordon) и другие боп ориентированные музыканты. Альбом примечателен отчасти тем, что это была первая запись Брэкстона, а также тем, что он наметил курс для его композиторского гения на десятилетия вперед. Перед выпуском альбома он добавил перед своим именем имя Muhal.
Заглавная песня альбома - отличный пример работы Мухалса в этот период. Песня начинается с того, что Абрамс исполняет фанковую фразу на электропианино, после чего в аранжировку вступает остальной ансамбль. Легкое, воздушное исполнение Мухалса служит для укрепления свободной, но очень плотной аранжировки песни. С помощью басиста Руфуса Рида его общее исполнение усиливается: Рид укрепляет ритмическую основу песни, что высвобождает мелодический потенциал Абрамса.
В середине 70-х он довольно часто записывался со своими группами (включая превосходный биг-бэнд), но более глубокое признание он получил как вдохновитель AACM. С 1974 Абрамс включал в свой инструментальный арсенал также электрофортепиано и орган, а с 1979 и синтезатор. По воспоминаниям Лероя Дженкинса (Leroy Jenkins) в школе Абрамс был большим хулиганом.
В 1975 году Абрамс переехал в Нью-Йорк, где начал выступать и записываться в самых разных форматах - как солист или в дуэтах с Льюисом, Брэкстоном, Лероем Дженкинсом и пианисткой Аминой Клодин Майерс. Мухал также руководил небольшими группами и биг-бэндом, в состав которого входили саксофонист Генри Треджилл, барабанщик Эндрю Сирилл и другие. Приехав в Нью-Йорк, Абрамс стал одним из главных участников городской сцены Loft Jazz, где проходили джазовые выступления на площадках, которые когда-то были официальными промышленными помещениями в районе Сохо. Мухал продолжил экспериментировать с различными стилями, выпустив в 1978 году альбом 1-OQA+19. В том же году он выступил на джазовом фестивале в Монтрё, что расширило его присутствие в европейском джазовом сообществе. В 1983 он создал нью-йоркское отделение ААСМ.
К началу 1980-х годов Абрамс начал экспериментировать с различными вокальными и синтезаторными эффектами, ранним примером чего стал альбом 1980 года Spihumonesty. В том же году он записал свой проект Mama and Daddy, амбициозное начинание, в котором инструментарий, включая струнные, духовые и перкуссию, сочетался с экспериментальной и камерной музыкой.
В 1985 году Мухал сделал выбор в пользу небольших групп, выпустив альбом View from Within. На альбоме View from Within выделяется композиция "Down at Peppers". Этот пропитанный блюзом номер демонстрирует расслабленность Абрамса с его плотными фортепианными роллами и мелодическими приемами, насыщенными блюзовыми гаммами. Использование Мухалсом нисходящих полушагов в куплете делает общую блюзовую атмосферу еще более классической. Песня также демонстрирует его превосходные аккомпанирующие навыки: богатые орнаменты помогают подчеркнуть тембр игры трубача Стэнтона Дэвиса-младшего.
В 1987 году Абрамс выпустил альбом Colors in Thirty-Third. Заглавная композиция альбома - прекрасный пример его композиторских усилий 1980-х годов. Аранжированная для скрипки, сопрано-саксофона, фортепиано, баса и ударных, песня демонстрирует, насколько плотно его аранжировка соответствует необычному составу инструментов. Особого внимания заслуживает использование Ричардсом контрапункта в ансамбле, когда каждый голос легко вплетается и вытекает друг из друга.
Абрамс начал 1990-е годы с выпуска альбома Blu Blu Blu. Альбом был признан одним из самых сильных альбомов Мухала в качестве лидера биг-бэнда. В следующем году он отправил свой оркестр в турне по Франции. Два года спустя он выступил в дуэте с Роско Митчеллом.
В 1994 году Абрамс выступил в Великобритании с октетом и в Нью-Йорке с квинтетом, в который вошли трубач Эдди Аллен, басист Брэдли Джонс и барабанщик Реджи Николсон. В следующем году Мухал выпустил альбом One Live, Two Views, в котором были представлены его продолжающиеся эксперименты с соединением джаза, классической музыки и традиционной африканской музыки.
В 1997 был удостоен Foundation for Contemporary Arts Grants to Artists Award.
В 1999 году мэр Чикаго Ричард М. Дейли объявил 11 апреля 1999 года Днем Мухала Ричарда Абрамса в Чикаго. Абрамс продолжает вести образовательную деятельность за пределами AACM, преподавая композицию и импровизацию в нескольких школах и организациях, включая академические должности в Колумбийском университете, Сиракузском университете и Консерватории Новой Англии. Он также проводил семинары и читал лекции на международном уровне в Банфф-центре в Канаде и Академии Сибелиуса в Хельсинки, Финляндия.
В 2008 году Абрамс выступил с Аминой Клодин Майерс в нью-йоркском клубе The Kitchen. Последним релизом Мухалса стал концертный альбом Vision Towards Essence, выпущенный в 2008 году. Альбом был записан 11 сентября 1998 года на джазовом фестивале в Гуэлфе (Канада) и включает в себя три сольные пьесы, демонстрирующие различные техники и стили Абрамса.
В июне 2010 за достижения в течение всей жизни Абрамс был удостоен Lifetime Achievement Award во время одного из ведущих джазовых фестивалей Нью-Йорка, известного как Vision Festival.
- http://www.muhalrichardabrams.com/biography.html
- https://en.wikipedia.org/wiki/Muhal_Richard_Abrams
- https://www.discogs.com/artist/295402-Muhal-Richard-Abrams
- http://www.allmusic.com/artist/muhal-richard-abrams-mn0000509696
- http://jazztimes.com/articles/171606-photos-muhal-richard-abrams-quintet-in-italy