Дата рождения: 10
февраля 1930
Место рождения:
Ницца
Дата смерти: 20
мая 1994
Место смерти:
Каннах (Альп-Маритим)
Французский джазовый пианист, джазовый и эстрадный композитор, аранжировщик
и дирижёр.
Жерар Гюстен начал учиться игре на фортепиано в девять лет и поступил в
консерваторию Ниццы в возрасте 15 лет, в 1945 году. Его подростковые годы были
отмечены настоящим откровением, когда он открыл для себя великих джазовых
музыкантов Чарли Паркера, Диззи Гиллепси, Бада Пауэлла и, позднее, Джона Льюиса
и Тэдда Дамерона. Их влияние было настолько велико, что определило ход его
карьеры, и сразу после окончания консерватории летом 1948 года Жерар Гюстен
стал играть с различными оркестрами и группами, летом на юге Франции, а зимой в
Межеве. Это был опыт, полный обогащающих встреч, которые помогли ему
утвердиться в своей игре и разнообразии талантов, что позволило ему сделать
несколько карьер одновременно.
В 1950 году в сопровождении Жильбера Гассена на контрабасе и Саши Дистеля
на гитаре он создал Трио Жерара Гюстена. В рамках движения современного джаза -
Utreger, Solal, Aravanitas - зарождавшегося в то время во Франции, трио
записало в середине 1950-х годов одноименный альбом, полностью написанный
Жераром Гюстеном, с Сашей Дистелем на гитаре. Трио было высоко оценено всеми
великими джазовыми музыкантами и специализированной прессой и получило доступ в
лучшие джазовые клубы Парижа, включая Club Saint-Germain и Le Chat qui pêche. Трио выступало во
всех клубах Сен-Жермен-де-Пре, а записи этого периода появились на
многочисленных компиляциях.
В то же время Жерар Гюстен в течение нескольких лет регулярно присоединялся
к оркестру Эме Барелли, с которым он играл на фортепиано с крупнейшими
международными артистами того времени: Сэмми Дэвисом-младшим, Фрэнком Синатрой,
Нэтом Кинг Коулом и Ширли Темпл.
Середина 50-х годов ознаменовалась для Жерара Гюстена началом новой жизни:
он женился на певице Нелли Перье, которая в 1957 году родила им сына, Г. Г.
Джуниора. Это также было началом чрезвычайно продуктивной карьеры, отмеченной
многочисленными записями и композициями, как под собственным именем, так и под
множеством псевдонимов: Хьюберт Клавесин и его ритмы, Эсперанса Густино и ее
оркестр, Перес Пилар, Билл Уичита, Дик Паттон.
На протяжении всей своей карьеры Жерар Гюстен сотрудничал в самых разных
областях. Музыкант, композитор и дирижер демонстрирует удивительную способность
к адаптации; он много пишет для джаза, но также много для французской эстрады и
популярной песни. Его композиции варьируются от «Aquarius», альбома для квартета Стефана Граппелли и с ним,
до «Tata Yoyo» для Анни Корди, «Dansons la Bostella» с Оноре Бостелем и Сашей Дистелем, а
также мюзиклы, тематические песни для телевидения и музыка к фильмам. Его
сотрудничество с Сашей Дистелем и Стефаном Граппелли, начатое в начале 50-х
годов и скрепленное дружбой, продолжалось до его преждевременной смерти.
На протяжении более чем четырех десятилетий Жерар Гюстен был вовлечен в
большинство зарождающихся музыкальных тенденций. Начиная с 50-х годов он
экспериментировал с модерн-джазом и до самого конца сохранил душу музыкального
«исследователя», выступая, гастролируя и выступая с «крем-де-ла-крем» джазовых
музыкантов.
Замеченный Четом Бейкером, он присоединился к квартету Чета Бейкера в 1955
году, записав первый и второй тома «Чета в Париже».
В конце 50-х годов он записал несколько пластинок с новой группой: Жерар
Гюстен и его квартет, снова с Сашей Дистелем на гитаре. Его вхождение во
французскую эстраду в качестве композитора состоялось благодаря Саше Дистелю,
которого он сопровождал на гастролях и который позже доверил ему - с 1963 по
1971 год - музыкальное руководство своей еженедельной телевизионной программой Le Sacha Show.
В начале 60-х годов вместе с Сашей Дистелем и, конечно, Оноре Бостелем
Жерар Гюстен стоял у истоков La Bostella, которая прославила самый популярный
парижский клуб Castel.
С 1960 по 1995 год
В течение следующих нескольких десятилетий, помимо многочисленных гастролей
с джазовыми коллективами, в то время как публика и специализированная пресса
высоко оценивали выступления и альбомы каждой из его групп, Жерар Гюстен под
тем или иным псевдонимом с оркестром часто появлялся на записях или в
телевизионных программах. Он также активно работал над эстрадными и популярными
песнями2 для самых разных исполнителей и как композитор для мюзиклов; 450
наименований перечислены в Национальной библиотеке Франции3. Он также написал
ряд тематических мелодий для радио и телевидения, которые были очень популярны
в 80-е годы.
Среди этих 450 наименований - большой вклад в звукозаписывающую
деятельность Саши Дистеля, для которого он написал песни Monsieur Cannibale, L'Incendie à Rio в 1966 году и La bonne humeur в 1968 году, а также ряд хитов Анни Корди
- Tata Yoyo, Boing Boing, Cadichon4, мелодию для мультсериала на Canal +, Nini Pompon и музыкальную
комедию Envoyez la musique.
Составы
1950: Трио Жерара
Гюстена: Жерар Гюстен, фортепиано, Саша Дистель, гитара, Жильбер Гассен,
контрабас.
1958: Жерар
Гюстен и его квартет
1980: создание
квартета Стефана Грапелли с Жераром Гюстеном, фортепиано, аранжировки и
руководство, Армандом Кавалларо, перкуссия, Джек Сьюинг, бас. И как квинтет с
Пьером Кулласом на гитаре
1990: Onztet Gérard Gustin; Michel Barrot, François Chassagnite и Nicolas Pettier, трубы; Bernard Camoin, Lucien Deleuil, тромбоны; Guy Lopez, альт, Tony Pagano, тенор, Jean-Jacques Illouz, баритон,
саксофоны; Michel Zenino, контрабас; Bruno Ziarelli, барабаны; Gérard Gustin, фортепиано и аранжировки.
1995: Modern Gustin Trio: Bruno Rousselet, бас, Pascal Riou,
барабаны
Его дискография, пока еще неполная, поскольку она находится в процессе составления, свидетельствует о его богатой карьере и многочисленных талантах.
Жерар Гюстен, уроженец Ниццы, родился 10 февраля 1930 года. Несмотря на то что он не добился такого же признания на джазовой сцене, как некоторые его французские коллеги, его можно считать одним из лучших пианистов своего поколения.
Музыкальный путь Жерара начался в возрасте девяти лет, когда он начал брать уроки игры на скрипке. Однако, обнаружив его неспособность к игре на этом инструменте, отец купил ему пианино Klein. Под руководством нового учителя он начал заниматься фортепиано, что продолжалось до 1946 года, когда он поступил в Ниццкую консерваторию, став лучшим студентом среди сорока.
Во время учебы в консерватории любовь Жерара к джазу стала очевидной. Наряду со строгим выполнением упражнений Черни, он часто, хотя и незаметно, когда профессор отсутствовал, исследовал царство буги-вуги, что приводило в восторг его сокурсников во время их встреч. Его привязанность к джазу воспитывалась отцом, заядлым любителем, который познакомил его с записями Чика Уэбба, Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена.
До 1948 года Жерар никогда не задумывался о музыкальной карьере. Он закончил бакалавриат, намереваясь стать юристом. Однако однажды, погрузившись в звуки Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи и Бада Пауэлла, он изменил свое мнение. Он решил заниматься музыкой профессионально, стремясь к постоянному приобщению к искусству, особенно к джазу, который он с жадностью поглощал. В связи с этим он углубился в изучение гармонии, продолжая совершенствовать свои навыки игры на фортепиано.
Жерар начал заявлять о себе на местной джазовой сцене на Лазурном берегу. Вместе с другими местными энтузиастами он стал соучредителем клуба Hot-Club de Cannes. Однако наиболее яркий опыт он получил от общения с такими известными музыкантами, как Ги Лафитт, Марсель Заннини, Жан-Пьер Сассон, Луи Беллони и Жорж Хаджо, с которыми он познакомился во время зимнего сезона 1949 года в Межеве. Именно в Межеве Жерар получил бесценные уроки джаза. Его талант произвел неизгладимое впечатление на тенор-саксофониста Ги Лафитта, который впоследствии взял его в свой оркестр в Тулузе.
Зимой 1950 года он стал выступать как сольный пианист в клубе «Speak-Easy» в Каннах, привлекая не только поклонников, но и музыкантов из оркестра Юбера Ростана, выступавшего в казино в сезон. Вскоре после этого Жерар был призван в армию и в течение восемнадцати месяцев служил в Марселе. Во время пребывания в городе он почти каждый вечер выступал на сцене клуба «Сен-Жам», сотрудничая с такими известными местными музыкантами, как Марсель Заннини, Луи Беллони, Поль Пигюльм и Жильбер Гассен.
В этот период, сразу после окончания службы в армии, он принял решение создать собственное трио, состоящее из гитариста Поля Пигилема и басиста Жильбера Гассена, которые, как оказалось, служили в одной с ним казарме. Таким образом, он собрал один из самых известных малых французских джазовых ансамблей, способный удовлетворить как самых взыскательных слушателей, так и любителей танцпола.
В феврале 1954 года, выступая в ночном клубе в Межеве, трио привлекло внимание пианиста Рене Уртрегера, который был очарован их выступлением. Он отзывался о них с большим энтузиазмом, используя лестные и хвалебные выражения, и рекомендовал Жерару рассмотреть возможность переезда в Париж, чтобы в скором времени заявить о себе в столичных клубах. Но до этого варианта еще нужно было дожить.
Весной 1954 года Гюстен переехал в Жуан-ле-Пен, занявшись в «Вьё Коломбье». Примечательно, что он расширил свое основное трио, добавив в него знаменитого тенор-саксофониста Боба Гарсию и барабанщика Луиса Беллони. Однако, будучи единственным оркестрантом, Жерар оказался ответственным за все танцевальные сеты. В начале летнего сезона Гюстену, в соответствии с политикой клуба, пришлось приспособиться к исполнению популярного репертуара, в то время как оркестр Клода Лютера занимался джазовыми выступлениями. Но каждое утро, около трех часов, а иногда и до рассвета, Жерар Гюстен превращал «Вье Коломбье» в центр современного джаза, устраивая бесконечные джем-сейшны, на которые собирались такие светила, как Джимми Гурли, Барни Вилен, Бенни Вассер, Уильям Букайя, Биб Монвиль, Саша Дистель и Джей Камерон.
В течение всего сезона Жерар Гюстен использовал любую возможность, чтобы заявить о себе и завоевать признание коллег-джазовых музыкантов, которые стали его сторонниками. Впоследствии он впервые отправился в Париж со своим трио. Во время этой короткой поездки его можно было услышать на утренних сессиях в клубе «Сен-Жермен», он покорял слушателей оригинальностью своих композиций и четкостью аранжировок. Несмотря на то, что он был еще относительно неизвестен публике, он сразу же произвел сильное впечатление, вызвав интерес к трио, которое пленило их. С этого момента имя Жерара Гюстена стало набирать популярность. После этого вдохновляющего визита он отправился на зиму в Женеву.
По окончании сезона, в марте 1955 года, Гюстен окончательно обосновался в Париже, решив найти стабильную работу. Он не только начал выступать со своим трио, но и написал музыку к трем короткометражным фильмам, названным «Ténèbres», «Ciel bleu» и «Les essais». В июне он заменил Раймона Фоля в клубе «Сен-Жермен» на целый месяц. Мгновенное влияние Гюстена на парижскую сцену не осталось незамеченным Эдди Барклаем, владельцем и главным продюсером лейбла Barclay, который признал его неоспоримую ценность и предложил ему свой первый контракт на запись.
После этого трио Жерара Гюстена получило ангажемент в казино Эвиана. По возвращении в Париж, все еще в составе трио, он присоединился к оркестру Стефана Граппелли в «Кларидже», где воссоединился с Маком Каком, Бобом Гарсией и Мишелем Хауссером. Вскоре после этого Поль Пигилем покинул трио и присоединился к оркестру Жака Хелиана. Именно в это время Гюстен собрал квинтет, дебютировавший в «Шуберте» осенью 1955 года, где он успешно выступал всю зиму.
В этот период Густин познакомился с Четом Бейкером и принял участие в записи второго альбома трубача для лейбла Barclay. Это сотрудничество было вызвано неожиданной и трагической смертью пианиста Бейкера, Дика Твардзика.
Альбом Barclay с Четом Бейкером стал откровением для тех, кто еще не знал о совершенстве Жерара Гюстена как пианиста. Несмотря на влияние таких мастеров, как Хорас Сильвер, Джонни Уильямс и Джордж Уоллингтон, Гюстен продемонстрировал заметную оригинальность в своем музыкальном языке и звучании. В своем вкладе в квартет он наполнил его работу продуманными, хорошо выстроенными импровизациями, которые, тем не менее, сохраняли непринужденную спонтанность. Его выступления отличались исключительной музыкальностью, как, например, в таких мелодиях, как «Осень в Нью-Йорке» и «Влюбленный мужчина», задавая тон с самого начала и поддерживая его на протяжении всего исполнения.
Пять из восьми записанных мелодий также вошли в американский релиз альбома «Chet Baker in Europe» лейбла Pacific Jazz, с которым у трубача был эксклюзивный контракт. В своей рецензии для журнала Down Beat Нэт Хентофф отметил: «То немногое, что удалось услышать о Густине, говорит о том, что это энергичный пианист с хорошей, хотя и отчасти производной, концепцией. Однако я хотел бы услышать больше, прежде чем давать подробный комментарий».
В январе 1956 года Барклай решил записать Жерара Гюстена на 10-дюймовом альбоме, который ознаменовал его дебют в качестве лидера трио, состоящего из гитариста Саши Дистеля и его постоянного басиста Жильбера Гассена. В репертуар вошли четыре стандарта и четыре оригинальные композиции Гюстена, продемонстрировавшие его врожденные композиторские способности.
Вскоре после этого он собрал новую группу, в которую вошли Биб Монвиль на тенор-саксофоне и Пьер Сим на басу, для выступления в начале лета в Кассисе, на Лазурном берегу, где его всегда хорошо принимала местная публика.
Вместо того чтобы вернуться в Париж, Жерар принял предложение присоединиться к популярному коммерческому оркестру Эме Барелли в Казино дю Спортинг Клаб в Монако. Это ознаменовало его первый шаг в популярную музыку. В конце сезона, разочарованный нестабильностью своей работы в качестве джазового исполнителя, он решил продолжить свое приключение с оркестром Барелли.
Прошли месяцы, а альбом Жерара для Барклая все еще оставался неизданным. К тому времени, когда Barclay наконец опубликовал его в сентябре 1957 года, почти через два года после записи, Жерар уже отдалился от джаза и нашел удовлетворение и уважение, работая с Эме Барелли. Он оставался с оркестром Барелли более трех насыщенных лет, в течение которых записывал и аккомпанировал на фортепиано некоторым из величайших международных исполнителей той эпохи, включая Сэмми Дэвиса-младшего, Фрэнка Синатру и Нэта Кинга Коула.
Его многогранность как музыканта привела к тому, что он начал искать различные пути в сфере звукозаписи. В начале 1960-х годов Хэм сделал ряд известных записей, часто под одним из своих различных псевдонимов, связанных в основном с популярной музыкой и танцами. Среди его эпизодических вылазок в джаз выделяется альбом секстета, который он записал под псевдонимом Дик Паттон в начале 1960-х годов, под названием «Бессмертный джаз».
С 1963 по 1971 год Жерар начал долгое и успешное сотрудничество с Сашей Дистелем, который к тому времени уже добился успеха как певец. Жерар аккомпанировал ему на фортепиано во время гастролей и был музыкальным руководителем его еженедельной телевизионной программы «Шоу Саши». Композиторский вклад Жерара в значительной степени способствовал успехам Саши Дистеля в звукозаписи.
Полностью интегрировавшись в сферу шоу-бизнеса, Жерар аккомпанировал разнообразным артистам со своим оркестром, а также осваивал музыкальный театр. В эти годы он иногда возвращался к джазу, в частности, в составе квартета своего друга Стефана Граппелли в 1980 году, а затем со своим «Gérard Gustin Onztet» в 1990 году. Он также выступал с джазовой группой Жерара Гюстена в парижском отеле Meridien.
Как композитор Жерар Гюстен был необычайно плодовит: в Национальной библиотеке Франции зарегистрировано 450 его произведений, хотя лишь немногие из них относятся к джазовому жанру. Он также сочинил множество радио-джинглов и музыкальных тем для телевизионных программ, которые пользовались большой популярностью в 1980-х годах.
[...] То, что он так мало записывался как лидер и быстро переключился на шоу-бизнес, привело к тому, что большинство поклонников джаза забыли его имя. Несомненно, отсутствие признания как джазового музыканта является причиной относительной анонимности пианиста Жерара Гюстена. Разносторонний и многогранный музыкант, он оставался непоколебимо преданным музыке до самой своей смерти в Каннах 20 мая 1994 года.
-Жорди Пуйоль (взято из внутренних примечаний к альбому FSRCD)
Автор публикации: Панченко Юлик
Комментариев нет:
Отправить комментарий