Audio
Стили: Soul Jazz, Hard Bop, Jazz-Funk
Участники группы: Henry Wilson, Hubert Laws, Joe Sample, Leroy Vinnegar, Stix Hooper, Wayne Henderson, Wilton Felder
Бывшие участники: Larry Carlton, Robert Popwell, Max Bennett, Barry Finnerty, Billy Rogers
The Crusaders (ранее известные как The Jazz Crusaders) - американская джаз/джаз-фьюжн группа, выступавшая с 1960-х по 2010-е годы. Группа была известна как The Jazz Crusaders с момента своего образования в 1960 году и до сокращения названия в 1971 году. The Crusaders играли в широком диапазоне жанров, включая прямой джаз, городской R&B, джаз, основанный на R&B, и блюз. Группа достигла коммерческого расцвета в 1979 году благодаря хитовому синглу «Street Life» с вокалом Рэнди Кроуфорда и одноименному альбому.
Школьные друзья Джо Сэмпл (фортепиано), Уилтон Фелдер (тенор-саксофон) и Несберт «Стикс» Хупер (барабаны) создали свою первую группу Swingsters в Хьюстоне, штат Техас, в 1954 году. Они играли смесь джаза и R&B, к ним присоединились Уэйн Хендерсон (тромбон), Хьюберт Лоус (флейта) и Генри Уилсон (бас). Вскоре группа обратилась к хард-бопу и переименовала себя в The Nite Hawks (или the Nighthawks), а с приходом в состав тромбониста Уэйна Хендерсона (Wayne Henderson), флейтиста Хьюберта Лоуса (Hubert Laws) и басиста Генри Уилсона (Henry Wilson), коллектив стал известен как The Modern Jazz Sextet.
В 1960 году Сэмпл, Фелдер, Хупер и Хендерсон переехали в Лос-Анджелес и сформировали Jazz Crusaders как квинтет с чередой разных бас-гитаристов. Находясь под стилистическим влиянием таких музыкантов, как Кэннонболл Эддерли, Арт Блэйки и Джон Колтрейн, группа подписала контракт с лейблом Pacific Jazz в 1961 году и выпустила на нем 16 альбомов в течение последующих восьми лет. С духовой секцией в составе Фелдера и Хендерсона, звучание группы было основано на хард-бопе, но с уклоном в R&B и соул-музыку.
Их первыми двумя альбомами с Джимми Бондом на басу были Freedom Sound (1961) и Lookin' Ahead (1962), за которыми последовали концертный альбом At the Lighthouse (1962) и Tough Talk, первый из нескольких альбомов с басистом Бобби Хейнсом. Всего в 1960-е годы группа записала пять концертных альбомов, четыре из которых были записаны в кафе Lighthouse в Хермоса-Бич. Они также впервые попали в чарт, их обработка песни Стиви Уандера «Uptight (Everything's Alright)» достигла 95 места в Hot 100 в 1966 году. Альбом группы 1969 года, Powerhouse, стал их первым альбомом, попавшим в чарт Billboard 200, достигнув 184 места, а также стал их последним студийным альбомом для Pacific Jazz.
Затем группа подписала контракт с лейблом Chisa, совладельцами которого были трубач Хью Масекела и продюсер Стюарт Левин. Их альбом 1970 года Old Socks, New Shoes достиг 90-го места в альбомном чарте и стал последним альбомом Jazz Crusaders. Было принято решение называть группу просто Crusaders, чтобы не ограничивать ее сферу деятельности и потенциальную аудиторию. После второго альбома с Chisa (Pass the Plate, 1971) и одного альбома для лейбла MoWest (Hollywood, 1972) они подписали контракт с Blue Thumb Records, где оставались до конца 1970-х годов. В их записях все чаще звучал стиль джаз-фанк. В свои концерты и записи они включили электрогитару и бас, а также использовали электропианино и клавинет Сэмпла. В начале десятилетия к группе присоединился гитарист Ларри Карлтон, который участвовал в их альбомах. Обязанности бас-гитариста часто выполнял Фелдер, в начале/середине 70-х к группе присоединился Макс Беннетт, а в конце десятилетия - Роберт «Попс» Попвелл.
Однако, по словам джазового критика Скотта Янова из AllMusic, «после нескольких отличных альбомов в начале десятилетия... группа начала снижать качество» Сэмпл позже отметил, что группа испытывала коммерческое давление со стороны звукозаписывающих компаний, заставлявших ее записывать джазовые версии современных популярных песен. В 1975 году Хендерсон ушел в продюсеры, а остальные музыканты регулярно и все чаще работали как сессионные музыканты с такими исполнителями, как Jackson 5, Marvin Gaye, Joni Mitchell, Steely Dan и Randy Newman. Наиболее коммерчески успешными записями группы стали сингл «Put It Where You Want It» (№ 52 поп, 1972) и альбомы The 2nd Crusade (№ 45 альбом, 1973), Southern Comfort (№ 31 альбом, 1974), Chain Reaction (№ 26 альбом, 1975), Those Southern Knights (№ 38 альбом, 1976) и Images (№ 34 альбом, 1978).
Пик коммерческого успеха группы пришелся на альбом 1979 года Street Life с Рэнди Кроуфордом в качестве вокалиста. Альбом занял 18-е место в чартах поп-альбомов, а заглавный трек попал в топ-10 чарта R&B, 36-е место в чарте Billboard's Hot 100 и 5-е место в Великобритании. В последующих альбомах группы принимали участие певцы Билл Уизерс и Джо Кокер. В концертном альбоме 1982 года Royal Jam приняли участие гитарист Б. Б. Кинг, басист Джеймс Джеймерсон и Королевский филармонический оркестр. В 1983 году Хупер покинул основной состав, обозначив конец наиболее успешного периода в творчестве группы. На смену ему пришёл Леон Ндугу Ченклер (Leon Ndugu Chancler), и Фелдер с Семплом продолжили двигаться в ранее избранном музыкальном направлении.
В середине 80-х были записаны ещё три работы, включая THE GOOD AND BAD TIMES, выпущенный в 1986 году, который стал своеобразным отчётом 30-летней творческой деятельности группы и представил несколько специальных гостей, включая джазовую вокалистку Ненси Уилсон (Nancy Wilson).
В 1991 The Crusaders (с Семплом и Фелдером единственными участниками из первого состава) выпустили HEALING THE WOUNDS. Альбом достиг № 1 в чарте Top Contemporary Jazz и № 174 в Billboard 200. В течение последующего десятилетия группа не выпускала альбомов, так как Семпл решил сосредоточится на сольной карьере.
В 1995 Хендерсон, покинувший группу в 1975, возродил название Jazz Crusaders (несмотря на возражения со стороны Семпла) для записи HAPPY AGAIN. К работе над HAPPY AGAIN он привлекает Уилтона Фелдера (Wilton Felder) и бывшего гитариста Crusaders Ларри Карлтона (Larry Carlton). Новые Jazz Crusaders в конце 90-х выпустили серию записей, но их музыка мало походила на акустический хард-боп оригинальной группы, вместо этого акцент был сделан на синтезаторы, семплы, электронику и драм-машины в стиле smooth джаза с элементами рэпа или современного R&B.
В 2003 Семпл, Фелдер и Хупер решили возродить группу The Crusaders выпуском альбома RURAL RENEWAL. Рэй Паркер мл. (Ray Parker Jr.) и Эрик Клептон (Eric Clapton) сыграли на альбоме на гитарах. В этом же году Jazz Crusaders под руководством Хендерсона выпустили альбом SOUL AXESS.
В апреле 2010 Джо Семпл (Joe Sample) объявил о совместном туре с участием Уэйна Хендерсона (Wayne Henderson) и Уилтона Фелдера (Wilton Felder), правда, без Стикса Хупера (Stix Hooper) – первом объединении участников-основателей The Jazz Crusaders c 1974. Уэйн Хендерсон (Wayne Henderson) умер 5 апреля 2014. Джо Семпл (Joe Sample) покинул этот мир 12 сентября 2014 в Houston. Уилтон Фелдер (Wilton Felder) умер 27 сентября 2015.
- https://en.wikipedia.org/wiki/The_Crusaders_(jazz_fusion_group)
- https://www.allmusic.com/artist/the-crusaders-mn0000136075#biography
Автор публикации: Панченко Юлик
Комментариев нет:
Отправить комментарий