Также известен как: Cladys Smith, Cladys Jabbo SmithДата рождения (создания): 24 декабря 1908
Место рождения (создания): Pembroke, Georgia, USA
Дата смерти (распада): 16 января 1991Место смерти (распада): New York City, New York, USA
Инструменты: TrumpetСтили: Big Band, Early Jazz, Hot Jazz, Swing
Влияния: Louis ArmstrongПодобные исполнители: Henry "Red" Allen, Johnny Dunn, King Oliver, Charlie Shavers, Wingy Manone, De De Pierce, Ed Allen, Elmer "Coo Coo" Talbert
В свои лучшие годы трубач Кладис Джаббо Смит (Cladys Jabbo Smith) благодаря своей силе и виртуозности был единственным настоящим соперником Луи Армстронга в конце 1920-х годов. Там, где Сачмо был элегантен, Джаббо был ярок и пронзителен, а его атака агрессивна. Он был чрезвычайно рискованным и часто безрассудным игроком, пробуя пробежки и ноты, о которых в то время не мог даже помыслить ни один другой инструменталист. Эта взрывчатость и стремление к риску привели к некоторой непоследовательности, но его успехи настолько сенсационны, что промахи легко прощаются.
Дом Дженкинса был известен своей исключительной музыкальной программой, и многие его выпускники стали звездами джаза, включая трубача Эллингтона Кэта Андерсона и гитариста Бэйси Фредди Грина. К восьми годам Смит выбрал трубу, начав с тромбона, и учился у Алонзо Миллса. К десяти годам он гастролировал по стране с духовым оркестром приюта.
После неоднократных попыток сбежать из дома Дженкинса, в 1925 году, в возрасте шестнадцати лет, он наконец уехал навсегда, чтобы сделать профессиональную карьеру в музыке. Он пообещал матери, что никогда не будет работать меньше, чем за 100 долларов в неделю, что в то время было очень высокой целью, которая впоследствии помешала его карьере.
Отправившись на север, Смит впервые выступил с оркестром Гарри Марша в Филадельфии, а затем три года играл в гарлемской группе Чарли Джонсона (Charlie Johnson) Paradise Ten, в которой также играл альтист Бенни Картер. Смита можно услышать во впечатляющей форме в его соло на песне Джонсона "You Ain't the One".
В 1927 году Смит упустил то, что могло стать его большим прорывом. Дюк Эллингтон попросил восемнадцатилетнего трубача заменить своего звездного солиста Баббера Майли на сессии записи для Okeh Records 3 ноября. Смит записал с Эллингтоном три композиции: "What Can a Poor Fellow Do?", "Chicago Stomp Down" и "Black and Tan Fantasy", которая была характерна для Майли.
В этом треке Смит демонстрирует ловкость в обращении с мутью, склонность к блюзовым гнутым нотам и раннее использование чередования пальцев. Влияние Армстронга очевидно; Смит чередует наполненные вибрато продолжительные ноты с оперной упругостью ритма.
Хотя Смит не такой запоминающийся и не такой уверенный, как комичные рыки Майли, он, безусловно, продемонстрировал потенциал растущей звезды в своем зрелом, молодом возрасте. Эллингтон был впечатлен настолько, что предложил ему постоянную работу в секции трубачей за 65 долларов в неделю. Однако Смит сдержал обещание, данное матери, и в итоге отказался от возможности, которая могла бы стать шансом всей его жизни и которая, несомненно, сделала бы его еще большей звездой.
Однако его карьера продолжала двигаться вперед. В 1928 году Смит присоединился к оркестру бродвейского шоу "Keep Shufflin". В состав оркестра шоу входили Смит, Фэтс Уоллер на органе, Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) на фортепиано и альтист Гарвин Бушнелл. Они записали четыре стороны для Victor 27 марта 1928 года под названием Louisiana Sugar Babies.
Смит был на вершине своей игры в 1929 году, когда шоу садится на мель в Чикаго и разваливается. Здесь он сделал свои самые продолжительные и виртуозные записи с группой, которую он создал и назвал Rhythm Aces. Группа записала девятнадцать сторон для Brunswick Record Company, включая "Jazz Battle", одну из самых захватывающих записей Смита.
В этом треке он демонстрирует свой исключительный диапазон и мастерство игры на корнете с помощью взрывных пассажей с двойным темпом, а также продвинутого использования хроматики и прёмчиков, таких как чередование пальцев. Ни один другой трубач не сможет создать такой яростный огонь или тон с таким укусом, как у Смита, - жарче этого не бывает. Его незначительный успех в качестве скэт-певца также подтверждается его выступлениями с Rhythm Aces.
Brunswick надеялся, что поклонникам «Горячих пятерок и семерок» Армстронга понравится Смит и его Rhythm Aces. К сожалению, реакция публики была незначительной, и Смит так и не получил того внимания, на которое рассчитывали. Однако одним из значимых поклонников был молодой трубач по имени Рой Элдридж, на которого оказали большое влияние безудержные, смелые техники Смита. Элдридж перенял стиль Смита и стал чемпионом по игре на трубе в эпоху свинга. Учитывая влияние Элдриджа на отца современной джазовой трубы Диззи Гиллеспи, Смит является важнейшим, но часто упускаемым из виду звеном в ряду джазовых трубачей.
В 1930-е годы Смит выступал со многими группами, включая Кэрролла Дикерсона (Carroll Dickerson), Эрла Хайнса (Earl Hines), Эрскина Тейта (Erskine Tate), Чарли Элгара (Charlie Elgar), Тайни Парэма и Клода Хопкинса. Из-за чрезмерного употребления алкоголя и растущей ненадежности он постепенно отошел от выступлений в течение десятилетия. В течение 30-х он играет с Фессом Уилльямсом (Fess Williams), снова с Керроллом Дикерсоном (Carroll Dickerson), руководит своим оркестром, затем с Клодом Хопкинсом (Claude Hopkins) возвращается в Нью-Йорк, также играет с Сиднеем Беше (Sidney Bechet). В 1938 году он привел в студию Decca свой собственный оркестр из восьми человек и записал четыре пластинки. Его игра на альбоме "More Rain, More Rest" гораздо более спокойная, чем на альбомах Rhythm Aces, а его тембр более контролируемый и округлый.
В 1940 году Смит, устав от жизни на широкую ногу, женился и перебрался в относительно спокойные воды Milwaukee, штат Висконсин. Он возглавлял собственный биг бенд и в течение нескольких последующих лет выступает в основном в этом городе. Он также работал и вне музыки - в конце 50-х он устроился на работу в агенство по прокату автомобилей.
В течение следующих трех десятилетий он был практически забыт, пока саксофонист Дэйв Слеттен не разыскал его в 1974 году и не попросил выступить со своей традиционной джазовой группой Wolverines Classic Jass Orchestra. В 1975 году его пригласили в Нью-Йорк и в знаменитом зале Carnegie Hall вручили награду. Это привело к новому открытию талантов Смита, и в 1979 году он был задействован в бродвейском мюзикле "One Mo' Time", играя и исполняя свои собственные новые композиции. Вскоре после этого он вернулся к концертной деятельности, гастролируя по Европе, выступая на джазовых фестивалях и играя в Нью-Йорке в West End Cafe, Bottom Line и Village Vanguard с оркестром Мела Льюиса, играет и поёт с Семми Римингтоном (Sammy Rimington), Орендж Келлином (Orange Kellin) и другими.
В начале 80-х он переживает серию сердечных приступов, но продолжает играть, часто работая в одной упряжке с таким на первый взгляд музыкально непохожим компаньоном, как Дон Черри (Don Cherry). В эти последние годы он всё больше и больше пишет собственный материал, пишет музыку для оркестра Мэла Льюиса (Mel Lewis), часто в содружестве с Китом Ингхемом (Keith Ingham).
В 1983 году были выпущены два альбома, состоящие из мелодий, записанных Смитом на репетициях в 1961 году. В мае 1990 года он перенес инсульт, что лишило его возможности играть. 16 января 1991 года в возрасте 82 лет Джаббо Смит скончался в больнице Сент-Винсент на Манхэттене.
Источники:
Автор публикации: Панченко Юлик
Комментариев нет:
Отправить комментарий